Бизнес план предприятия по производству твердых сыров, страница 3

В большинстве же развитых стран этот показатель составляет 10-15 кг, а в Италии, Франции и Израиле - более 20 кг. В то время как в России в последние годы потребление сыра снижалось (за последнее десятилетие - на треть), в Европе и США оно ежегодно увеличивалось на 1,8-2 %.

Учитывая специфику российского рынка, на сегодняшний день сыры в основ­ном подразделяются по такому критерию, как потребление. Следуя этому прин­ципу, все представленные на Российском рынке сыры можно разделить на три ос­новные группы: основную, элитную и дополнительную,

1. Основная группа (базовый ассортимент). Она включает сыры, пользующиеся повышенным спросом и наиболее часто покупаемые. Данные марки характеризу­ются высоким оборотом но имеют небольшую торговую наценку. К ним относят­ся твердые и плавленые сыры.

2. Элитная группа, Она включает дорогие сыры, покупаемые в небольших объ­емах. К ним относят мягкие сыры и сыры с плесенью, Их покупают не регулярно, а время от времени. Марки сыров с плесенью «Дор Блю» и «Рокфор» считаются дорогими и относятся к продуктам для особых случаев.

3. Дополнительная группа. Эти сыры являются промежуточными между сыра­ми базового ассортимента и сырами элитной группы. Клиенты покупают их чаще, чем дорогие высококачественные сыры, но тем не менее спрос на них ниже спро­са на основные сыры, так как они более дорогие, К этой группе относятся такие марки, как «Ольтермани», «Маасдам», «Президент», «Швейцарский» и «Фернд-лейл». Высокая цена на них вынуждает многих потребителей относить эти сыры к продуктам для особого случая.

Базовый ассортимент любого магазина составляют твердые и плавленые сыры, К твердым можно отнести такие виды, как «Российский», «Голландский», «Кост­ромской», «Швейцарский», «Гауда», «Эдам» и т.д. Сезонность производства сыра в России и, как следствие, отсутствие постоянного предложения при постоянном спросе сделали качественные марки импортных твердых сыров, появившихся в России, обреченными на успех.

На рынке твердых сыров прослеживается тенденция к работе с российским продуктом, производимым в том числе и в регионах,

В настоящее время насыщение рынка сыров привело к ужесточению конку­ренции среди производителей. Борьба за потенциального потребителя только пу­тем повышения качества или снижения цены уже не дает прежних результатов.

Кроме прямой рекламной поддержки, производители используют также раз­нообразную фасовку и упаковку, нацеленную на привлечение потребителей. Од­нако это больше относится к плавленым и мягким сырам. Твердые сыры широко не рекламируются.

Еще одним способом продвижения сыра является позиционирование по мар­кам сыров для большинства потребителей. В настоящее время наибольшей попу­лярностью у потребителей пользуются твердые и плавленые сыры, Брынза, мяг­кие сыры и сыры с плесенью значительно уступают первым двум.

На рис. 1 показаны доли каждого типа сыров в структуре типичных покупок этого продукта.

Рис, 1. Доля основных типов сыров в структуре предпочтения потребления

У большинства потребителей сыра нет четко выраженного предпочтения мест покупки сыров, Покупатели пользуются услугами разных торговых пред­приятий: крупные магазины (гастрономы, универсамы, супермаркеты), неболь­шие продуктовые магазины и оптовые рынки в равной мере популярны у горо­жан.

В отношении частоты покупки сыров обращают на себя внимание следую­щие закономерности, Чаще всего покупают твердые сыры (1-2 раза в неделю), немного реже - плавленые и мягкие (2-4 раза в месяц), ещё реже - брынзу (1-2 раза в месяц) и совсем редко - сыры с плесенью (1 раз в месяц и реже).

При этом твердые сыры действительно являются продуктом повседневного спроса. Среди них самыми популярными у населения являются «Российский», «Костромской», «Голландский», «Пошехонский», «Эдам», «Гауда», так как они имеют приемлемую цену и вкус их соответствует вкусу большинства населения.

Производство.В России насчитывается более 500 предприятий, выпускаю­щих твердые жирные сыры и около 200 - плавленые.