Методология научного творчества: Учебное пособие, страница 8

Возможности наблюдения как метода исследования ограничены следующими факторами:

1)  сложностью отделения наблюдаемого события, процесса от побочных факторов, искажающих сущность, т.к. роль наблюдателя существенно ограничена уже тем, что он не имеет возможности вмешиваться в процесс и влиять на него;

2)  невоспроизводимостью (как правило) по желанию наблюдателя условий наблюдения и наблюдаемого явления;

3)  существенные ограничения в выборе условий наблюдения;

4)  наблюдения предполагают, что их результаты потребуют определенной интерпретации с помощью теоретического анализа.

В заключение приведем рекомендации по оформлению результатов наблюдений. Т.к. наблюдение представляет факт научной значимости, то его результаты должны быть строго запротоколированы в журнале наблюдений. В научной практике сложились определенные формы журнала наблюдений, один из возможных вариантов которых приводится ниже.

Журнал наблюдений

   Дата наблюдения. Исполнитель.

   Условия проведения наблюдения:

точное (московское) время;

температура;

давление;

влажность;

другие важные условия.

   Характеристики приборного обеспечения:

тип прибора, погрешность прибора, соответствие условий наблюдения условиям эксплуатации прибора.

Вспомогательное оборудование и его характеристики (в том числе указание, из какого материала оно выполнено).

Результаты наблюдений оформляются в виде таблицы, форма которой определяется наблюдателем.

Подпись наблюдателя.

Ученый должен помнить, что на нем лежит ответственность за достоверность полученной информации. Он не в праве вносить в получаемую информацию какие-либо личные побуждения.

Общественности известны неоднократные попытки фальсификации в науке, которые преподносились как результат наблюдений. Наблюдение – форма творческой активности ученого, базирующаяся на всех основных принципах научной этики – объективности, четкости, сомнения в достоверности, бескорысти.

2.2 Эксперимент

Изученный эксперимент – это метод исследования, в основе которого со стороны наблюдателя заложена возможность управления объектом или процессом. Эксперимент представляет собой расширенное наблюдение. Он предполагает определенную свободу выбора факторов, с помощью которых экспериментатор воздействует на объект. Инженерно-физический эксперимент может проводиться с целью получения новых эмпирических сведений, которые подлежат дальнейшему теоретическому осмыслению, или же с целью проверки имеющихся идей, теорий, выводов.

Примером эксперимента первого типа является классический опыт Резерфорда по рассеянию a - частиц на золотой фольге или же опыты Камерлинг – Оннеса по сверхпроводимости. Примером эксперимента второго типа является опыт Франка и Герца по взаимодействию электронов с атомами ртути или же опыт Дэвиссона и Джермера по обнаружению волновых свойств электронов.

Постановка эксперимента – это часто форма активной, связанной иногда с большими материальными затратами, деятельности. На подготовку эксперимента может уходить длительное время.

Каждый конкретный эксперимент должен быть соответствующим образом спланирован. План эксперимента предполагает выделение существенных и несущественных факторов и определение стратегии изменения управляющих факторов. Главное требование, которое должно быть соблюдено в процессе проведения эксперимента – это его безопасность. Должны быть полностью исключены ситуации, которые могут привести к драматическому развитию событий. При оценке границ эксперимента нельзя исходить из умозрительных оценок безопасности, тем более пользоваться житейскими представлениями о ее границах. В эксперименте, как и в наблюдении, имеет место 2 компонента: объективный и субъективный. Роль последнего в эксперименте существенно выше, в него входят сенсорная особенность экспериментатора, общая теоретическая и научная культура, понимание целей и задач эксперимента, личные качества как исполнителя.