Методология научного творчества: Учебное пособие, страница 6

          Создание искусственных языков обусловлено характерной тенденцией процессов в информационном пространстве – интенсификацией информационных технологий. Она происходит на основе дифференциации и интеграции знаний, а также их абстракции, создающей концентрирование хранящихся знаний за счет уплотнения информации.

          Современный специалист должен владеть средствами современной телекоммуникации и использовать компьютерные сети в плане обмена идеями.

1.3 Роль и функции методологического аспекта науки

Исследовательский процесс – это форма производственной деятельности. Тогда возникает вопрос: «можно ли научиться научному творчеству, овладеть им так, как это делается в любых других профессиях?» Нельзя ответить на этот вопрос однозначно, тем более, когда он касается науки. Производственная деятельность – род занятий, который всегда имеет личностные и социальные предпосылки. Большую роль в личном выборе поля деятельности играют способности, наклонности, ориентировочные, национальные, генетические и др. особенности личности. Сфера духовности остается за пределами рационального восприятия. Трудно объяснить тот исключительно высокий взлет культуры эпохи античности, культуры XIX века. И, тем не менее, общие закономерности научного процесса существуют, и научная деятельность, как форма общественного труда, имеет определенные принципы становления. Ниже речь пойдет о методологическом аспекте науки. Прежде всего, следует отметить важный факт – научная деятельность конкретного человека успешно протекает только тогда, когда она выступает как форма реализации личности, как форма самоутверждения. Напомним, что она всегда строится на определенном социальном и материальном фоне. Поэтому весьма важную функцию выполняет мировоззренческий, философский аспект человеческого бытия. Начинающему ученому, постигающему тайны научного творчества, важно иметь четкие представления о развитии науки как о диалектическом процессе. Исторически первой формой отражения действительности является мифология. Не будучи в состоянии объяснить наблюдаемое явление как естественный процесс, человек снимает неопределенность своего состояния в окружающей действительности, используя миф, сказку, очеловечивая природу, наделяя ее добрыми и злыми силами. Характерной чертой мировоззрения древних людей является антропологизм – восприятие природы как «сверхсущества», в некотором роде «сверхчеловека». По мере развития производительных сил человек понял, что созидательный труд может быть источником не только жалкого существования, но и блага, а в известной мере и источником наслаждения. Мифологическое, антропологическое мировидение сменилось антропоцентрическим мировидением. В центре философии античного времени стояли проблемы сущности человека и его бытия, сущности жизни и смерти, проблемы человеческого духа. В античной мифологии боги обретали человеческие черты. Они были сильными, красивыми, со всеми человеческими достоинствами и недостатками.

Кризисные процессы, сложившиеся на фоне разложения рабовладельческого строя в европейской цивилизации, привели к утверждению религиозно-схоластического мировосприятия.

Человеку отводилась лишь пассивная роль созерцателя мира, тайны которого даны в учении Аристотеля, священном писании и трудах ученых – богословов.

Средневековье – это эпоха героического подвига в науке. В это время она осознала сама себя, увидела свое предназначение, создала необходимые ей институты управления и функционирования.

Формирование капиталистического производства в недрах феодального общества обеспечило предпосылки не только бурного развития производительных сил общества, но и науки. Ее функции изменились коренным образом. Из простого интерпретатора фактов и явлений окружающей действительности она превратилась в теоретическую базу научно-технического прогресса, в активную творческую силу, воздействующую на производственные и социально-экономические отношения в обществе. Коперник, Галилей, Ньютон – это ключевые фигуры науки нового времени. В этот период утверждаются материалистические школы, в основе которых лежат философские воззрения Кузанского, Декарта, Бэкона, Спинозы. Эти философы утверждают непогрешимость человеческого восприятия, объективное начало в субъективном человеческом сенсорном чувстве. Явления природы рассматриваются не как формы самовыражения Высшего Духа, а как формы самовыражения материи, из которой состоит сама природа. Эти принципы способствовали развитию экспериментальных и теоретических исследований, формированию их методологической базы. Вершиной мысли нового времени является философия Гегеля. «Алгеброй революции» назвал ее А. Герцен. Диалектика Гегеля вооружила науку принципами анализа проблемных ситуаций и их диагностики. Уникальным явлением философской мысли XIX века является учение К. Маркса и Ф. Энгельса. В их трудах диалектический метод Гегеля был применен к анализу общественных процессов и в частности к развитию науки, как общественного явления. XIX век – это век Фарадея, Максвелла, Больцмана, Джоуля, Майера, Ламарка, Дарвина. Это век большой созидательной работы, позволивший достроить здание классической физики. Конец XIX века и начало ХХ века принесли в науку факты, которые не смогли найти объяснений в границах установившихся классических принципов. Открытие сложного строения атома, квантовая гипотеза Планка, фотоэффект и его законы, теория относительности Эйнштейна решительно потребовали изменения стереотипов научного мышления, коренного пересмотра сложившихся в течение длительного времени мировоззренческих установок. В физике сложилась драматическая ситуация, обязывавшая ученых в течение сравнительно короткого времени отказаться от схем традиционного мышления.   Новая физика отвергла классические постулаты абсолютности пространства и времени. Исследования Эйнштейна и Фридмана привели к необходимости отказа от какого-либо центризма вообще. Соотношения специальной теории относительности позволили установить наличие тесной взаимосвязи между материей и формами ее бытия – движением, пространством и временем. Философское осмысление открытий физики  начала ХХ века протекало болезненно, неровно. Этот период, ознаменовавший начало качественно нового состояния физики и смежных с ней наук, называют революцией в физике. Революция в физике повлекла за собой целую цепь ярких свершений в науке. Появились новые области знания – квантовая механика, ядерная физика и физика элементарных частиц. Теоретические результаты и их анализ в последующем привели к созданию целой научно-технической отрасли – ядерной энергетики, коренным образом повлиявшей не только на лицо энергетики, но и на политические и экономические процессы в мире. Вторая половина ХХ века ознаменовалась величайшими достижениями в сфере физического материаловедения, кибернетики, генетики, молекулярной биологии, генной инженерии. Человеческая цивилизация поднялась на такой уровень развития, что стала активно влиять на характер процессов, происходящих на Земле. Деятельность человека по своей мощи сравнялась с мощью природных явлений, с наблюдаемыми геологическими процессами.