Методология научного творчества: Учебное пособие, страница 5

Наука – сложная динамическая система, проявляющаяся в сочетании теории и практики, основу которой составляют научные знания. Они функционируют в рамках трех форм: фактологической, теоретическо-прикладной и практически-прикладной.

Фактологическое знание опирается на непосредственное восприятие окружающего мира и происходящих в нем событий. В качестве подпитывающего его источника выступают реальные факты, объекты, явления. Методика этой формы знаний состоит в непосредственном описании проявления свойств объектов изучения такими, какими они предстают в непосредственном восприятии в процессе наблюдения. При этом факты служат основой построения и подтверждения теории.

Теоретическая форма научного познания завершает познавательный процесс. В рамках этой формы вскрывается внутренняя логика наблюдаемых явлений и функциональных связей.

Прикладное научное знание функционирует, как уже отмечено, в двух формах: технико-прикладной и практически-прикладной. Их различие определяется направленностью применения. Технико-прикладная форма находит свое отражение в различных технических, организационных объектах, устройствах, инженерных решениях. Практически-прикладное знание доводит эффект технико-прикладной формы знания до уровня средства производства или продукта потребления. Это замыкающая форма научного знания.

Итак, наука, научное творчество – высшая общественная форма духовности, активно участвующая в формировании материального, социального, мировоззренческого фундамента человеческого сообщества.

Первичной  ступенью формирования молодого ученого как личности являются не только его убеждения, мировосприятие, личная жизненная позиция, но и некоторый объем исходной информации. Специфической особенностью нашего времени является узкая профессиональная направленность специалиста. Учитывать это обстоятельство очень важно для исполнителя, но оно не определяет формирование ученого как личности.

          Творческий процесс не подчинен четко сформированным закономерностям, но ясно, однако, что часто крупные результаты в науке вызревают из способностей увидеть в простом будничном совсем ничего внешне не обещающем факте, нечто интересное и перспективное для исследования.

          Что интересного можно было ожидать при анализе одномерного нелинейного отображения . Казалось бы ситуация здесь является чрезвычайно ясной и понятной. Однако, будучи предметом анализа талантливого  математика М. Фейгенбаума, она привела к фундаментальным выводам об универсальности поведения нелинейных систем. Возможно, что ученому  в его работе сопутствовала внутренняя интуиция, убежденность, что в анализируемом предмете есть что-то необычное. Главное скорее всего в том, что он смотрел на проблему не как на будущее открытие, а как на предмет исследования. Результат работы проявился уже потом.

          Безусловно, что современный ученый работает в условиях больших информационных потоков. В качестве одного из условий профессиональной подготовки выступает приобретение навыков поиска и использования информации. Каждый молодой ученый должен иметь достаточные представления о жизненном цикле информации. Она должна стать частью той среды, в которой живет начинающий ученый. Получая первичную информацию, необходимо обратить внимание на ее полноту и достоверность, отсечь информационный шум, который может быть выражен в виде несущественных деталей и уточнений. Правда, последняя операция оценки качества первичной информации должна быть проведена крайне осторожно. В первичной информации важно не количество, а качество: в информационном массиве не должно быть дублирующих данных, сам массив должен быть адекватен предметной области исследований.

          Известные трудности молодой ученый встречает при освоении языка науки, тезауруса науки (точнее той предметной области, в которой работает молодой ученый). Он включает в себя систему основных понятий, терминов, знаков, символов, специфических выражений. Искусственные языки науки формируются на базе и принципах обыденного языка, но для этих языков должна быть исключена полисемия (многозначность).