Методология научного творчества: Учебное пособие, страница 2

          5.6 Психология миграционной активности...............................................127

5.7 Начало самостоятельной деятельности: отношения с научным

       руководителем........................................................................................129

Заключение..............................................................................................................134

Литература..............................................................................................................135

Введение

          Фундаментальная подготовка современного специалиста может быть осуществлена лишь на базе углубленного изучения цикла физико-матема-тических наук с обязательным теоретико-практическим обучением элементам научных исследований. Особенно это относится к подготовке магистров при двух уровневой  системе образования в вузах – технических университетах или академиях, что подчеркивается и содержанием государственных стандартов подготовки магистров, включением в обязательный перечень изучаемых предметов дисциплины «Методология научного творчества».

          Естественно ожидать, что введение такого предмета должно сопровождаться соответствующим учебно-методическим обеспечением.

          В этой связи, основная цель предлагаемой вниманию книги дать в руки заинтересованному читателю основы методологии научного творчества, в которой сделана попытка анализа возможной организации и методов научно-исследовательского поиска от элементарного наблюдения до постановки сложнейших физических и математических опытов на основе научных положений моделирования реальных  процессов и технических устройств.

          Значение влияния науки на культуру страны и развитие её материально-технической базы уже давно не вызывает  сомнения. В экономически развитых странах в научных, академических и отраслевых институтах заняты как правило достаточно большие массы одаренных членов населения – интеллектуальный потенциал страны. Методологическое обеспечение путей развития науки, создание дееспособных творческих коллективов, организация труда ученого, как дифференциация его вклада из общей работы, выполненной творческим коллективом научной группы.  Это далеко неполный перечень вопросов, на которые  достаточно трудно найти однозначные ответы. Оглядываясь на историю отечества, переживая вместе с наукой трудное время экономических преобразований нельзя не видеть, что мы обладаем уникальным потенциалом молодежи, которая даже в этих условиях  стремится соприкоснуться с процессом научного творчества, изучить основы его организации и методологии. В этой ситуации старшее поколение просто обязано поддержать это чувство подвижничества и подвижности, направляя отмеченные качества на благо науки и образования.

          Трудность написания книги состояла в том, что в доступной отечественной и зарубежной литературе аналогичного по тематике пособия обнаружить не удалось. Поэтому авторы далеки от мысли, что содержание книги изложено безупречно и не содержит недочетов, и будут искренне рады всем возможным критическим замечаниям, а также советам, направленным на будущее улучшение её текста.

          Главы 1-4 написаны доктором технических наук, профессором Ш.А. Пиралишвили совместно с кандидатом физико-математических наук доцентом В.В. Шуваловым. Глава 5 написана совместно профессором Ш.А. Пиралишвили, доцентом В.В. Шуваловым и психологом Н.А. Виноградовой, введение и заключение – профессором Ш.А. Пиралишвили.

          Авторы благодарны рецензентам – кафедре «Прикладной математики и вычислительной техники» Ярославского Государственного технического университета и её заведующему, профессору Д.О. Бытеву доктору физико-математических наук, а также ректору Рыбинского филиала Современного гуманитарного университета профессору И.И. Шабатину за внимательное прочтение рукописи и высказанные полезные замечания. Низкий поклон сотрудникам кафедры физики Рыбинской государственной авиационной технологической академии за терпение и помощь при подготовке рукописи.