Методология научного творчества: Учебное пособие, страница 7

Перед каждым начинающим молодым специалистом встает задача овладения тем интеллектуальным богатством, которое накоплено человечеством в течение длительного периода и на базе приобретенных знаний активно включиться в творческий процесс. В предлагаемой читателю книге изложен анализ общенаучных методов познания. В начале рассматриваются методы получения научных знаний, и затем пути формирования теории (анализ основных типов проблемных ситуаций, которые возникают в процессе научных исследований).

2 Общенаучные методы познания

2.1 Наблюдение

Наблюдение представляет собой спланированное сенсорное восприятие какого-либо объекта, явления. Это активная форма научной деятельности, как правило, формирующаяся на основании определенного плана намерений. В качестве примера рассмотрим планомерную систематическую практику наблюдений за движением планеты Марс, которые в течение 20 лет проводил Т. Браге. Или другой пример, тоже из астрономии. В. Гершель, наблюдая в телескоп участки неба вблизи плоскости эклиптики, обнаружил среди звезд медленно перемещающееся светило. Так была открыта планета Уран, и это результат не просто везения, а итог упорных наблюдений. В процессе наблюдений исследователь не влияет на изучаемый объект, явление, а воспринимает их при помощи своих рецепторов (слух, зрение, обоняние и т.д.) в естестве их проявления, т.е. такими, какими они существуют в природе. В этом случае существует возможность появления заблуждений в процессе наблюдения и истолкования наблюдаемого, обусловленные характерными особенностями восприятия конкретного наблюдателя. Целый ряд возможных ошибок связан с оптическими иллюзиями и возникающими на их основе неправильными суждениями. Например, рельсы железнодорожного полотна кажутся сходящимися вдали. Противоположная ситуация – столбы высоковольтных опор, ориентированные по линии местной вертикали, кажутся параллельными, хотя по логике вещей их направления являются пересекающимися.

Научное наблюдение сводится к констатации какого-то факта и сопутствующим ему измерениям.

Наблюдение – форма активной деятельности исследования и как всякая форма научного познания она должна быть правильно организована. К наблюдению предъявляются те же требования, что и к результатам любой научной деятельности – объективность, достоверность. Поэтому наблюдение должно быть тщательно спланировано. Прежде всего, необходимо сделать правильный выбор приборов и техники наблюдений. Так, например, при наблюдениях в микроскоп, необходимо заранее предвидеть каковы возможные пределы расширения наблюдаемого объекта, следует или нет использовать иммерсионную жидкость. Каковы разумные пределы увеличения, которые могут быть реализованы в наблюдениях? Общеизвестно, что в сделанном выборе разумно взять увеличение объектива больше, чем увеличение окуляра. Таким образом, в процессе проведения наблюдения между исследователем и объектом имеет место некоторый материальный носитель исследовательской деятельности – приборное обеспечение. Результаты наблюдений должны быть тщательно запротоколированы в специальном журнале. В протоколе должны присутствовать следующие данные: дата и время наблюдения, условия наблюдения – температура, давление и т.п., фамилия наблюдателя и его подпись. Наблюдение предполагает возможность повторения или одновременной многократной фиксации.

Например, наблюдения броуновского движения могут быть проведены в одном из множества существующих возможных вариантов и при желании впоследствии многократно повторены. В то же время такие важные наблюдения как солнечное затмение или процессы атмосферного характера предполагают одновременную фиксацию различными наблюдателями и дальнейшую обработку результатов совокупных наблюдений. В современной физике и инженерной практике повышается роль косвенных наблюдений. При косвенных наблюдениях фиксируется не сам изучаемый объект, а результат его взаимодействия с определенным материальным фоном. Например, наблюдения элементарных частиц в пузырьковой камере или же с помощью метода толстослойных эмульсий.