Методология научного творчества: Учебное пособие, страница 14

          Сравнение, как метод, не играет фундаментального значения. Оно не объясняет явления, а помогает «ранжировать» его, определить его место среди других и тем самым способствовать раскрытию его сущности.

          Развитием, расширением сравнения является аналогия. Аналогия в отличие от сравнения использует не только признаки формального сходства, но и принципы формальной логики. Пусть имеется два объекта Х1 с существенными признаками a, b, c  и объект Х2 с признаками a, b, c, d... Существенность означает, что нет объекта Х1 без признаков a, b, c и объекта Х2 без признаков a, b, c, d. Так как свойства материальных объектов имеют объективную природу и взаимно обуславливают друг друга, то можно предположить, что объект Х1 также обладает признаком d. Ситуация аналогии может быть применена к отдельным свойствам, отношениям, взаимосвязям, условиям существования и т.д.

          Итак, аналогия – метод  познания, при котором из сходства существенных признаков объектов делается вывод об их наличии у всех объектов. Так наблюдение интерференции, дифракции света привели к выводу, что свет относится к классу волновых явлений.

          Выводы, получаемые в результате аналогий, всегда подлежат экспериментальной проверке. История физики содержит немало примеров, когда применение метода аналогий привело к неправильным теоретическим построениям. Так использование механических аналогий в термодинамике привело к теории теплорода, сходные аналогии бытовали и в объяснениях электрических явлений. Такие понятия как теплоемкость, электроемкость остаются напоминаниями о сложном пути развития науки.

          Чтобы метод аналогий действовал более или менее успешно необходимо следовать следующим правилам: сопоставляемые признаки должны быть существенными и их число максимально; различные признаки должны быть несущественными, а их число минимально.

          Среди аналогий, широко используемых в научной практике можно отметить следующее:

1)  аналогия переноса признака. На основе факта сферичности Луны Аристотель делает вывод о сферичности Земли. Наблюдая за процессами в равномерно и прямолинейно движущемся корабле, Галилей приходит к механическому принципу относительности, а от него уже к обоснованию гелиоцентрической системы мира;

2)  аналогия существования. Открыв четыре спутника Юпитера, Галилей использовал пример этой системы как прообраз солнечной системы;

3)  аналогия сродства. Типичными примерами аналогии этого типа являются ситуации в неинерциальных системах отсчета. Никакими опытами, производимыми внутри неинерционной системы, нельзя установить находится она в состоянии ускоренного движения или же в гравитационном поле;

4)  аналогия обобщения. Механический принцип относительности утверждает, что все механические явления во всех инерционных системах отсчета протекают совершенно одинаково. В 1905 году  А. Эйнштейн расширил механический принцип относительности в общий принцип относительности, включив в его сферу световые и электромагнитные явления. Эта аналогия явилась исходным пунктом развития  кардинально новой теории относительности.

          Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в практике научного познания на начальном этапе метод аналогий является очень полезным.

          В отдельных же случаях метод аналогий является единственным средством, с помощью которого может быть успешно достигнуто решение сложной инженерной проблемы.

          Ниже мы рассмотрим пример успешного применения аналогии сродства для решения задач гидравлики и теплопроводности.

          Идея применения метода аналогии сродства заключается в переносе свойств известных решений из электродинамики на свойства решений изучаемых ситуаций.