Методология научного творчества: Учебное пособие, страница 11

          В качестве примера рассмотрим классический метод исследования, в основе которого лежит признание объективности окружающего нас мира и возможности его исчерпывающего познания. Объективности мира соответствует и объективность знания, представление о котором включает в себя следующие требования: признание эксперимента и практики в качестве единственных критериев истинности; признание независимости содержания знаний и исследования; однозначность теоретических выводов и объяснений в поведении систем.

          Инженерное и физическое знание подчинено принципу объективности, согласно которому  знание не должно содержать в себе ссылок, касающихся экспериментальных условий или личностных характеристик экспериментатора, а также позволяет получить точные однозначно исчерпывающие знания о явлениях с помощью соответствующих теорий. В теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений принципиальную роль играют концептуальные философские идеи. Они задают определенную установку развития мысли. Вспомним ленинскую концепцию возможности построения социализма в одной отдельно взятой стране. Эта концепция работала и действовала. В качестве другого примера рассмотрим концептуальные ньютоновские основания классической физики: концепции абсолютности пространства и времени, классический лапласовский детерминизм. В ХХ веке произошла смена стереотипов научного мышления. Ядром концептуальных идей является мировоззрение, философия эпохи. А. И. Герцен называл философию Гегеля «алгеброй революции», гегелевская диалектика легла в основу методологии научных школ и направлений и обеспечила мощный прорыв в науке XIX – ХХ веков.  Ниже рассмотрены основные формы теоретической мыслительной деятельности ученого.

3.2 Современные характерные общенаучные подходы

          В современных научных исследованиях особое значение имеют научные подходы. Они работают в границах любого общенаучного метода, выделяя тот или иной аспект, тот или иной угол зрения на изучаемый объект. Эти подходы по сути своей отражают логику окружающей нас природы, да и общественной жизни в том числе.

          Такими подходами являются системный, структурный, функциональный, вероятностный, информационный и др. Они применимы к исследованиям любых явлений и технологических процессов. Каждый из этих подходов в отдельности не абсолютен по своей результативности, поскольку эти подходы отражают атрибутивные свойства объективной реальности. Наибольший эффект часто дает комбинированный подход с использованием элементов разных подходов.

          В практике научных исследований особое значение имеет системный подход. Системность является базовым атрибутом организации всего сущего.  В ней находят свое отражение многообразие и единство объектов и явлений. Посредством универсальности взаимодействия объекты природы и техносферы функционируют как единое целое. В системном подходе именно это обстоятельство является главным. Все исследование протекает в границах формирования целостной, интегративной модели изучаемого объекта или явления. С одной стороны выделяются отдельные компоненты системы, выявляются особенности взаимодействия их между собой, а с другой стороны основной мотив исследования – понятие механизма целостности системы. При этом  сам исследовательский процесс должен быть организован по законам системности, подчинен цели получения интегративного знания. Основные принципы системного подхода излагаются в теории систем. Важнейшим компонентом системного подхода является системология, часть теории систем, которая представляет процессы и явления в качестве систем, выделяет основные системообразующие признаки, классифицирует их и описывает. Напомним, что уравнение движения динамической системы может быть представлено в виде:

,

………………………..,

.

Или в более компактной форме