Руководство к интерпретации ТАТ (одного из ведущих проектирующих личность тестов в США), страница 6

7.    Природа тревожности.

Важно определить основные причины тревожности. И опять не менее важно отметить защитную реакцию в этом контексте. Принимает ли она форму пассивности, отступления, агрессии, оральную, если одну из классически описанных и упомянутых ниже.

8.    Основные защитные реакции.

Как уже говорилось (5) ТАТ предусматривает не только изучение содержания мотивов, но и позволяет изучить защитные реакции на эти мотивы. Нередко изучение защитной реакции может дать больше информации, чем изучение самих мотивов, которые бывает проявляют­ся менее отчетливо по сравнению с реакцией на них и может быть тесно связана с поведением. Изучая мотивы и реакции TAT позволяет очень отчетливо представить структуру характера субъекта.

Кроме рассмотрения механизма защиты, описанного Анной Фрейд (9), так же стоит изучить манерные аспекты историй. Например, не­которые субъекты бывают одержимы защитой от тревожащего содержа­ния картинки. Они могут создать четыре или пять тем, каждая очень короткая и наглядная, внешне различные, но идентичные по динами­ке. Иногда ряд (преемственность) тем к одной и той же картинке показывает попытки субъекта разрешить тревожащий его конфликт, последующие истории могут становиться все более безвредными, показывая нарастающую защищенность.

С другой стороны, каждая последующая тема может содержать более выраженный запретный мотив.

Вот хорошая иллюстрация нарастающей защищенности.

9BM  1) Группа из четырех мужчин, удирает от чего-то - мужчина слева за чем-то, следит. Возможно, что они бежали из заключения.

 2) Позы – то, как они держатся, не похоже, чтобы они были сильно испуганы или взволнованы. Может это 4 охотника, а_парень слева смотрит, за чем они охотятся: на утку или другую дичь.

3) Послеобеденный отдых, на каких-либо загородных работах.

Предположения подростка состоят из трех историй: бегство из заключения, затем более безопасная история об охоте и, наконец, картинка отдыха – мирная и пассивная, совсем лишена элемента аг­рессии.

Таким образом, мы видим один из вариантов столкновения, в

совершенствовании, с угрозой агрессии.

13МК   Ученый среднего возраст в историй.

1) Мужчина и женщина, возможно, в спальне или другой комнате с койкой. Она, возможно, больна и уложена в постель. Мужчина  ухаживает за ней или это врач, пробывший у больной длительное время, ночь, и теперь устал. Женщина может спит или отдыхает, а может, умерла, и он, муж или врач, был с ней все это время, если это умерла его женя, то он показывает скорбь, а если она больна он встревожен, и устал. 

2) Возможно, совершено убийство, и мужчина раскаивается и осознает свой поступок.

3) Возможно, это сожительство, женщина, раздетая в постели, мужчина одевается

4) Может, муж встал рано, собирается на работу, еще не совсем проснулся, а жена еще спит.

В этом случае, мы имеем четыре истории, показывающие прогрессию от сравнительно безобидного восприятия до мыслей об убийстве. Либо сожительство в представлении субъекта является еще худшим преступлением, продолжая эту прогрессию, либо оно показывает возобновление чувства защищенности, которое кульминирует затем в совершенно домашней сцене.

9. Адекватность суперэго.

Связь природы наказания и серьезности преступления позволяет видеть строгость суперэго. Герой психопата может постоянно выходить из историй убийства не более чем с чувством, что онполучил урок на всю оставшуюся жизнь. В историях невротика герой может быть случайно или преднамеренно убит или искалечен или умереть от болезни вследствие легкого нарушения или выражения агрессии. С другой стороны, среди невротиков также встречается неинтегрированное суперэго, иногда слишком строгое, иногда слишком снисходительное.

10. Интеграция эго.