Руководство к интерпретации ТАТ (одного из ведущих проектирующих личность тестов в США), страница 5

Динамическийвывод (заключение). Если субъект (герой) часто бывает воспитан, предупредителен по отношению к другим фигурам, то есть резон подозревать, что эти фигуры являются вто­ричными или третичными идентификациями субъекта, а выказывае­мые воспитанность и готовность помогать являются отношением, которое он требует проявлять к герою. С другой стороны некото­рым показателям можно верить; например, если субъект полностью избегает упоминаний агрессии и поступает так, потому что дер­жит под контролем всю свою агрессию, отрицая ее наличие. (Зак­лючение возможно, только если есть подтверждающие доказатель­ства).

Фигуры, объектыиуказанныеобстоятельства. Субъект, пред­ставляющий какое-либо оружие во многих историях (даже без использования его в контексте) или пищу, как часть содержания (даже без ее употребления) вполне может иметь потребность агрессии или орального удовлетворения, соответственно. Также указание на такие фигуры как обидчик, наказывающий, благодетель и т.д. или такие обстоятельства как несправедли­вость, лишение и т.д. могут быть интерпретированы благодаря остальным данным в записях.

Фигуры, объекты, иобстоятельства. Также если субъект пропускает указание на пистолет в  ЗВМ и ружье в 8ВМ, или не замечает в  I8GP как одна женщина душит другую, он воз­можно желает скрыть (подавить) агрессию, или сексуальные мотивы, если полуголый на заднем плане 4 проигнорирован или   I3М рассматривается вне сексуальных отношений. Конечно, уровень скрыт­ности может быть только предположительный, так у нас нет достаточно доказательств и статистических оснований для ожидаемых ре­зультатов, когда определенный объект указан или опущен. Поэтому нужно осторожно делать выводы, если субъект имеет отклонения от нормы.

 4. Концепция окружающей обстановки (среды).

Эта концепция представляет собой смесь бессознательного самовосприятия и апперцептивных искажений стимулов (мотивов) обра­зами прошлого в памяти.

Чем более содержательны картины окружающего в историях ТАТ, тем больше причин считать их важным содержимым в личности субъекта и полезным ключом к его реакциям в повседневной жизни. Обычно 2-3 описательных термина служат этой цели:. враждебный, дружелюб­ный, опасный, эксплуатирующий, эксплуатируемый и т.д.

5.    Фигуры, рассматриваемые как ...

ТАТ в первую очередь позволяет изучить апперцептивные искажения социальных связей и их функциональные факторы. Тщательное изуче­ние отношений героя со старшими, сверстниками и младшими или вто­ростепенными персонажами является неотъемлемой частью схемы. Этот метод позволяет записать апперцепции и реакции субъекта на его восприятие; по каждой картинке субъект может создать ситуа­цию ("скажите, что происходит"), затем ему предстоит решить ее ("кажется, что из этого выйдет"), обнажая таким образом его спо­собность пойти на компромисс со своими потребностями. Например, если субъект выбирает восприятие женских фигур как агрессивных, то нам стоит установить, как он реагирует на них: уходом (избеганием), контрагрессией или как-то еще. После того, как установлен пол, два других бланка могут быть заполнены прилагательными такими, как: униженный, достижимый, стяжательный, агрессив­ный, независимый, уступчивый (податливый), превосходящий, зави­симый, дружелюбный, враждебный, воспитанный, наказывающий, соп­ротивляющийся, помогающий, преданный, поддерживающий.

6.    Значительные конфликты.

Изучая значительные- конфликты индивида, нас интересует не

Только природа конфликта, но и способы защиты субъекта от них. Важно при определении мотива или сил, вступающих в конфликт с суперэго, отметить в двух словах поведенческий результат этого конфликта: например, в конфликте суперэго и агрессии реакцией субъекта может стать застенчивость. Как и при изучении тревожнос­ти и общей структуры построения истории, у нас есть отличная возможность изучить структуру характера и прогнозировать пациента. Иногда конфликт может быть не только между суперэго и агрессией, стяжательством, сексуальными желаниями и прочее, но и между двумя мотивами: достижением и удовольствием или автономией и зави­симостью.