Руководство к интерпретации ТАТ (одного из ведущих проектирующих личность тестов в США), страница 3

Под основной темой понимается попытка установить суть исто­рии. (Нужно помнить, что одна ТАТ-история может иметь не одну основную тему.) Так как мы установили, что начинающие тестеры наиболее часто затрудняются интерпретировать основную тему, то мы рекомендуем разделить основную тему на 5 уровней:

а)   описательный уровень: тема представлена как простой перессказ общего содержания истории, обнаружение общей тенденции в сокращенной форме и простых основах;

б)   интерпретационный уровень",

в)   диагностический уровень;

г)   символический уровень',

д)   сложный (развитый) уровень.

Пример следующей истории может быть полезен. (6ВМ) "Это молодой удачливый инженер... Он единственный сын в семье, отец умер, с матерью они очень близки. Он занят в нефтя­ном бизнесе, и ему предложили ехать в Восточную Индию. Он подписал контракт и собирается уезжать. Он переживает прощание с ма­терью, и они расстаются с тяжелым сердцем. Через некоторое время она очень скучает и решает последовать за сыном в Восточную Ин­дию. Это военное время, но она ухитряется достать билет на ко­рабль до острова, где находится сын. Вражеская подлодка топит корабль и она погибает... Сын не знал о ее намерениях, но плани­ровал навестить ее сюрпризом... Корабль идет тем же курсом, что шел корабль с его матерью... Неожиданно, в том же месте, где по­гибла мать, вражеская подлодка атакует их корабль и он тоже по­гибает. "

Тема на описательном уровне: сын живет один с любимой ма­терью и покидает ее, когда они оба пытаются встретиться, то поги­бают одинаковой смертью. На интерпретационном уровне значение обобщается: пациент считает, что если кто-то позволит себе фантазии (кровосмешения), как сожительство с матерью, то оба умрут.

На диагностическом уровне впечатление трансформируется в определенное утверждение: пациент имеет проблемы кровосмешения и эдипов конфликт, которые являются причиной сильного чувства вины.

На символическом уровне можно по выбору интерпретировать символы с психоаналитическими гипотезами; необходима особая уме­ренность и осторожность, т.к. происходит удаление от конкретных фактов. В нашем примере торпеды могут быть интерпретированы как родственные фаллические символы, которые ведут к опасности и ги­бели обоих, матери и сына, за их незаконное стремление соеди­ниться.

Ha сложном уровне нужно принять во внимание такие специфи­ческие данные как "Восточная Индия", "инженер" и совместить с реальными именами и данными и другими ассоциациями.

2. Главный герой.

Главный герой истории тот, о ком более всего сказано, чьи чувства и субъективные взгляды (намерения) обсуждаются более все­го и, как правило, фигура, с которой рассказчик предположитель­но идентифицирует себя. В случае сомнения главным героем пред­полагается фигура, близкая пациенту по возрасту, полу и другим характеристикам. Иногда мужчина может идентифицировать себя с женским главным героем, если это случается неоднократно, это может быть признаком латентной гомосексуальности (в зави­симости от полной картины). Тогда как практически все молодые мужчины на карт.2 идентифицируют молодую девушку на перед­нем плане, только некоторые предполагают фигуру на Р.ЗВМ жен­ского рода. Профессия, интересы, черты, способности и адекватность как внешний образ главного героя отражают качества или желае­мые качества пациента.

Под адекватностью героя мы имеем в виду его способность справляться с задачами наряду с внешними и внутренними трудностями в допустимых социальных, моральных, интеллектуальных, эмоцио­нальных категориях. Адекватность обычно превращается в модель, проходя через все истории и часто оказывается в прямой связи с силой эго у пациента.

Нужно заметить, что иногда бывает более одного героя в исто­рии. Пациент может идентифицировать себя со второй фигурой,
в стороне от отчетливо узнаваемого героя. Это бывает фигура,
представленная, но не присутствующая на картинке. Оно содер­жит побуждения и чувства, которые даже более неприятны (не жела­тельны, вызывают возражения) для пациента, чем те, что принадлежат главному герою. (Бывают и другие попытки отмежевать себя от истории: отнести ее подальше в географическом плане или временном, т.е. в другой стране или в средние века).