Руководство к интерпретации ТАТ (одного из ведущих проектирующих личность тестов в США), страница 15

На подходе к заключительным выводам интерпретатор должен учитывать следующее:

(1), Если тест проводился неумело, если субъект не был вовлечен в выполнение задания, если истории короткие и куцые, содержание может быть психологически иррелевантное, состоящее в основном из неличных элементов: (1) элементов, данных на картинке, (2) частей событий, виденных субъектом,. (3) фрагментов из книг или кинофильмов, (4) изобретением данного момента - ничто не будет детерминирующей тенденцией его личности.

(2), В обычных условиях около 30 % историй подпадают под безлич­ную категорию, но даже из них можно обычно выделить несколько значимых тем.      

(3). Не стоит слишком пережирать, выясняя доподлинно, принадлежи ли тема лично субъекту или она неличностная. Все равно практика показывает, что даже темы, взятые из газет, книг, кинофильмов и прочего, отражают воспоминания или комплексы субъекта, так как некоторый внутренний селективный фактор привлек внимание субъекта именно к ним, сохранил и вызвал в памяти как элементы его собственного опыта. 

(4). ТАТ - это лишь 20 маленьких фрагментов. Было бы неоправдан­но оптимистично предполагать, что они раскрыли личность во всей полноте.

(5). Будет удобно различать два уровня функционирования: (1) - физическиеивербальныедействия, (2) - идеи, планы, фантазии и меч­тыодействиях. Поведение, субъекта и отношении тестера и задание будет принадлежать к (1) уровню, а содержание историй ко (2). Интерпретатор должен быть готов к тому, что бывают субъекты, истории которых индицируют ментальные озабоченности, а не действительное или потенциальное поведение.    
(6). Удобно выделить три  если не более, пласта в нормальной со­циализированной личности : внутреннийпласт содержит подавленные неосознанные тенденции, которые в своей грубой форме никогда или очень редко выражаются в мыслях (2-й уровень)  и никогда или очень редко в действиях (1-й уровень). Срединныйпласт содержит тенден­ции, которые выражаются в мыслях (2) в незамаскированной форме и в которых можно признаться некоторым близким личностям и кото­рые могут, возможно, выразиться в реальном действии (1) приватно или тайком. 

Внешнийпласт содержит тенденции, которые признаются публично (2) и/или открыто выражаются в действии (1). Интерпретатор должен определить, если это возможно, к которому пласту принадле­жит каждое необычное проявление, замеченное в историях ТАТ. (7). Грубо обобщая, можно утверждать, что истории ТАТ представ­ляют второй уровень внутреннего и срединного пластов личности. Чтобы понять полную структуру личности, психолог рассматривает характеристики реального поведения в контексте интерпретаций ТАТ. (8). Не всегда особо сильные и особо слабые проявления в исто­риях ТАТ соответствуют реальным проявлениям личности субъекта. Скорее будет наоборот. Нужно помнить, что на поток сознания (мыс­лей) более сильно воздействуют мощные потребности, которые долгое время подавлялись или скрывались, чем те потребности, которые удовлетворялись открыто. ТАТ отражает часто совершенно противопо­ложное в личности тому, что субъект сознательно делает и говорит каждодневно.   

(9). Хотя ТАТ не ставит целью отражать первый уровень, внешний пласт личности, интерпретатор часто узнает некоторые характер­ные черты, принимая во внимание следующие пункты:

(а)   истории первого сеанса больше связаны с внешним пластом лич­ности, чем истории второго сеанса, которые символически отражают внутренний пласт тенденций и комплексов. 

(б)   тенденции, которые не обсуждаются  культурной среде одинаково сильно, проявляются внутренне и внешне.

(в)   зная некоторые факты о субъекте, интерпретатор легче ориентируется в атмосфере истории, отделяет повторения и элементы, которые легко распознаются (15% историй) вличности от той порции проявлений, которые требуют углубленной интерпретации и
представляют собой внутренний пласт.

(10). Эксперименты показывают, что нужно учитывать пол тестера. Особенно, если истории субъекта содержат необычную враждебность к фигурам одного пола с тестером. Имеет значение также престиж и отношение тестера.