Организация управления газодобывающим предприятием (Книга для специалистов, занимающихся эксплуатацией и проектированием объектов добычи и подготовки газа и конденсата, а также для работников ИВЦ газодобывающих предприятий), страница 100

199


но-счетного частотомера 23, регулирующего параметры. Изме­ренные сигналы в виде кодов поступают на дешифраторы 25, 26, куда одновременно подаются синхроимпульсы с печатаю­щего механизма 31. На дешифраторах выделяются цифровые импульсы. По окончании измерения частотомер выдает импульс запуска регистрирующего устройства, который через ключи 28, 29 обеспечивает разрешение на прохождение цифровых им­пульсов с дешифраторов на печатающий механизм.

Комплекс в режиме измерения скважинных параметров в координатах «время» работает аналогично. В качестве счетчи­ка времени используется генератор меток времени 14.

При измерении устьевых параметров сигналы с устьевых датчиков 13 поступают непосредственно на вход электронного коммутатора 20. В остальном принцип работы аналогичен из­ложенному.

Для работы комплекса в режиме регистрации в координа­тах глубины скважины используется формирователь импульса магнитной метки 27. Этот импульс через ключ магнитной мет­ки 30 поступает на печатающий механизм 31. Результаты сква­жинных и устьевых замеров, зарегистрированные в цифровом коде, передаются в пункт сбора и подготовки информации 34. Полученные данные вводятся в ЭВМ 35 для принятия управ­ляющей системой 36 логического решения с целью воздейст­вия на управляющий объект. Подразделы 34, 35, 36 — состав­ная часть единой системы управления ГДП, через которую осу­ществляется выработка управляющих решений.

Устьевая аппаратура «Испытатель» предназначе­на для измерения температуры и давления перед сужающим устройством и преобразования их в унифицированные частотные электрические сигналы для передачи информации по кабелю в измерительные, регистрирующие или вычислительные устройст­ва. Эти данные используются для расчета дебита газа на устье скважины с применением ЭВМ. Используется принцип диафраг-менного измерителя критического течения (ДИКТ).

Аппаратура состоит из датчика дебита с набором диафрагм, преобразователей давления и температуры, блока питания и комплекта кабелей.

Конструктивно датчики дебита представляют собой толсто­стенную трубу, имеющую резьбу на обоих концах. На один ко­нец наворачивается фланец для соединения с устьевой армату­рой скважины, на другом конце предусмотрена накидная гайка для крепления сменных сужающих устройств (диафрагм). В средней части установлен вентиль для сброса газа в атмосферу перед сменой диафрагм, имеющий раструб на повторной втулке для направления потока сбрасываемого газа.

Давление и температура газа перед диафрагмой измеряются потенциометрическим датчиком давления и чувствительным эле200


ментом термометра сопротивления,   помещенным в защитный корпус.

В датчике предусмотрены штуцер для присоединения мано­метра и карман для установки ртутного термометра.

Датчик устанавливается на выкидной линии устьевой арма­туры скважины. Если фланец выкидной линии поднят над по­верхностью земли более чем на 2,5 м, то датчик может закреп­ляться на нем непосредственно. При низком расположении фланца для обеспечения работ между фланцем и датчиком должно быть установлено промежуточное колено.

Аппаратура «Испытатель» имеет модификации с датчиками, рассчитанными на присоединение к фонтанной арматуре диамет­ром 49; 61; 98 мм с набором диафрагм, диаметр отверстий ко­торых изменяется от 1,6 до 75 мм.

Режимы испытания скважин изменяются заменой диафрагм, имеющих различные диаметры отверстий. Для этого закрывают задвижку на скважине, на которой установлен датчик, откры­вают продувочный вентиль на датчике и крепят диафрагму на­кидной гайкой.

Уплотнение измерительных диафрагм выполнено по типу «шип — паз» с резиновой прокладкой в пазу. Такое уплотнение не требует больших усилий затяжки, что облегчает смену диаф­рагмы в процессе испытания скважины.

Вторичная часть аппаратуры «Испытатель» (преобразовате­ли давления, температуры и блок питания) выполняется в виде трех отдельных блоков с одинаковыми корпусами и монтирует­ся внутри каротажной станции АКС/Л-7.