Проблемы эксплуатации месторождений Уренгойского комплекса: Материалы научно-технической конференции, страница 16

Ввод данной системы промывки флегмы в конечном итоге обеспечил содержание ВМС в товарном пропане отсутствие и не выше 0,3 % объема при норме 0,7 %. Объем собираемой ВМС с УПП составляет до 12 м7сут в осенний период 2000 г.

ОСВОЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Журавлев Л.Н., Вольтин С.А., Зелинская М.И., Кабанова Е.Н. (ООО "Уренгойгазпром")

В печатных изданиях появились публикации о технических достижениях НПЗ, среди которых - получение топлива дизельного арктического с применением присадок на Сургутском ЗСК, или, на примере Ангарского НПЗ, получение низкозастывающих сортов дизтоплива .с использованием каталитической депарафинизации. Производство арктического топлива в Управлении по подготовке конденсата к транспорт} (УПКТ) ООО "Уренгойгазпром" - это дос­тижение никак не меньшей значимости, поскольку этот вид топли­ва готовится без использования дорогостоящих присадок (методом ректификации), является непроектным для установки производства дизельного топлива (УПДТ) и фактически его получение на про­ектном уровне было невозможно, т.к. температура застывания топ­лива арктического на 10° ниже, чем топлива ГШЗ, зимнего.

На сегодняшний день, в соответствии с заданиями ООО "Уренгойгазпром", выработано более 6 тыс. т дизельного топлива марки ГША, ежегодно пополняется централизованный аварийный запас. Потребность в арктическом топливе ООО "Уренгойгаз­пром", погашаемая ранее путем завоза железнодорожным транс­портом из городов Перми, Кириши, Уфы, в настоящее время пол­ностью покрывается за счет его производства в УПКТ. Экономиче­ский эффект от сокращения расходов на железнодорожные пере­возки арктического дизельного топлива из городов Кириши. Уфа, Пермь составляет свыше 1,8 млн. руб.

38


Производство арктического дизтоплива на УПДТ - это ре­зультат работы коллектива рационализаторов УПКТ. Для его вне­дрения в промышленное производство потребовалось тщательное исследование конденсата в лаборатории, выполнение технологиче­ских расчетов процесса и аппаратов УПДТ, дооборудование уста­новки, подбор оптимальных режимов, выпуск опытно-промыш­ленных партий, подготовка исходных данных для разработки ТУ на дизельное топливо марки ГША (рис. 1). Опытный образец ГША прошел эксплутационные испытания в специализированном Госу­дарственном научно-исследовательском институте горюче-смазоч­ных материалов Министерства обороны РФ (25 ГосНИИ МО РФ) и получено разрешение на производство. Образец арктического топ­лива Сургутсткого завода, исследуемый в это же время, не прошел квалификационные испытания. В основе технологической схемы производства арктического дизельного топлива лежат оригиналь­ные технические решения, выполненные для схемы получения ди­зельного топлива зимнего, которые позволили УПКТ стабильно получать дизельное топливо марки ГШЗ по температуре помутне­ния минус 35 С и арктической марки по температуре застывания минус 55 X (рис. 2).

■ГША ■ГШЗ

(точка 1 соответствует 10 % отгона, 2- 50 %, 3- 96 %) Рис. i. Фракционный состав дизельного топлива ГША, ГШЗ

39


Таблица 2


ГШЗ

ГША

Рис. 2. Температура застывания топлива ГША и ГШЗ

После соответствующего дооборудования УПДТ были изме­нены параметры процесса, основные показатели которого приведе­ны в табл. 1.

Таблица 1

Наименование параметров

Режим получения:

ГШЗ

ГША

К-501
Температура верха, °С
Температура питания, °С
Давление, атм
Расход орошения, м /ч,
- циркулирующего,
- острого________

138-140 245-249 1,15-1,2

1,7-1,9 6,0 -8,0

145 226 1,05

2-2,2 4,8

К-502
Температура верха, °С
Температура куба, °С_______________

169-172 184-186

175-177 186-188

Сравнительные показатели качества дизельного топлива ГША и ГШЗ (по фактическим данным за октябрь 2000 г.) приведе­ны в табл. 2.

40