«История Беларуси», учебно-методическая разработка для студентов, страница 9

6.  Какими были проявления и особенности общественно-политического движения в Беларуси в конце XVIII - первой трети XIX в.?

7.  Для чего был создан Комитет по делам западных губерний? Охарактеризуйте его мероприятия.

8.  Какие организации впервые обратили внимание на изучение истории Беларуси? Какова их судьба?

9.  Почему польское восстание 1830-1831 гг. не было широко поддержано в Беларуси?

10.Как изменяется общественно-политическое движение в Беларуси в 30 -40-ые гг. XIX в.?

11.Какая религиозная проблема находилась в центре внимания конфессиональной политики царизма в первой половине XIX в.?

12.Расскажите о системе образования в Беларуси в конце XVIII - первой половине XIX в.?

13.Какие факторы влияли на культуру Беларуси в первой половине XIX в.?

            6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Жизнь и деятельность Владислава Сыракомли.

2.  В.И.Дунин-Марцинкевич - классик белорусской литературы.

3.  Адам Мицкевич и белорусская литература.

4.  Живопись Беларуси первой половины XIX в.

            7. Литература:

            Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Гiсторыя Беларусi / А.Л.Абецэдарская i iнш. - Мн., 1997.                           

3.  Лыч Л., Навiцкi У. Гiсторыя культуры Беларусi. - Мн., 1996.

4.  Нарысы гiсторыi Беларусi. - Ч.1. - Мн, 1994.

            Дополнительная:

1.  Дробов Л.Н. Живопись Белоруссии XIX - начала ХХв. - Мн., 1974.

2.  Казберук У. Вяшчун славы i волi: Уладзiслаў Сыракомля. - Мн., 1990.

3.  Корнейчик Е.И. Белорусский народ в Отечественной войне 1812 г. - Мн., 1962.

4.  Лойка А. Адам Мiцкевiч i беларуская лiтаратура. - Мн., 1959.

5.  Мохнач Н.Н. От просвещения к революционному демократизму. - Мн., 1976.

Тема 7. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БЕЛАРУСИ ВО II ПОЛОВИНЕ XIX  – НАЧАЛЕ  ХХ ВВ.

(1 занятие)

            1. Введение (актуальность) темы:

Становление буржуазного общества на белорусских землях происходило в составе Российской империи. Буржуазные реформы, проводимые царским правительством в Беларуси, имели свою специфику, которая определялась сложившейся здесь ситуацией и отношением к ней центрального руководства империей. Именно в этом контексте и следует рассматривать этот сложный и противоречивый этап белорусской истории.

            2. Цель: Познакомить студентов с историческим этапом становления буржуазного общества в Беларуси, показать специфичность и особенности этого процесса.

            3. Задачи:

Студент должен знать:

·  основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей;

·  основные понятия темы;

·  факторы исторического развития.

            Студент должен уметь:

·  характеризовать сущность буржуазного сознания и специфику его в Беларуси;

·  анализировать особенности буржуазных реформ в Беларуси в сравнении с Российскими губерниями;

·  анализировать причины и следствия исторических событий;

·  показать специфику процесса формирования белорусской нации в сравнении с Россией.

            Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь выражать и обосновывать свою позицию;

·  вести научный диалог по дискуссионным вопросам отечественной истории;

·  уметь оценивать историю Беларуси в цивилизационном контексте;

·  приобрести политическую толерантность и опыт политического консенсуса на основе знания отечественной и мировой истории.

            4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Отмена крепостного права в Беларуси.