«История Беларуси», учебно-методическая разработка для студентов, страница 20

            Попытка в августе 1991 г. консервативной части сторонников СССР сохранить Союз, только ускорила его распад.

            В условиях жесткого товарного кризиса каждая республика старалась защитить свой потребительский рынок. Талоны, купоны, "зайчики" - вот этапы на пути ограничения экономических отношений с другими республиками, на которые вынуждена была стать и Беларусь.

            Таким образом, определенные приобретения (формирование многопартийности, демократизация общественно-политической жизни, повышенный интерес  к национальному наследию) сопровождались социальным напряжением, ростом недоверия к властным структурам. На этом фоне выборы первого президента республики виделись началом стабилизации.

            2. Цель: Познакомить студентов с социально-экономическим и политическим развитием БССР в 50-ые - 90-ые годы.

            3. Задачи:

Студент должен знать:

·  основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей;

·  этапы социально-экономического и политического развития в изучаемый период;

·  основные понятия темы;

·  факторы исторического развития;

·  персоналии культуры.

            Студент должен уметь:

·  характеризовать этапы развития республики в изучаемый период;

·  анализировать причины и следствия исторических событий;

·  анализировать процесс обретения независимости республикой в контексте экономических и политических выгод для белорусского народа;

·  анализировать, интерпретировать основные тенденции современного развития Республики Беларусь, становление гражданского общества и правового государства;

·  характеризовать духовные ценности и достижения белорусской национальной культуры.

            Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь выражать и обосновывать свою позицию;

·  вести научный диалог по дискуссионным вопросам отечественной истории;

·  уметь оценивать историю Беларуси в цивилизационном контексте;

·  приобрести политическую толерантность и опыт политического консенсуса на основе знания отечественной и мировой истории.

            4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Демократизация общественной жизни.

2.  Объявление независимости Республики Беларусь.

3.  Первые годы суверенитета.

4.  Современная наука и культура.

            5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  В какой степени можно говорить о периоде 70-80-х годов как о "застойном"? Определите главные черты развития промышленности и сельского хозяйства Беларуси в эти годы.

2.  Как Вы думаете, какой путь экономического развития наиболее перспективен: экстенсивный или интенсивный? Свой ответ обоснуйте.

3.  В чем проявилась непоследовательность и ограниченность реформы политической системы, которая проходила во времена перестройки?

4.  Что Вы понимаете (какие процессы) под термином "перестройка"? Каковы ее итоги?

5.  Как вы считаете, что такое демократия?

6.  Какие основные черты рыночной экономики Вы могли бы назвать? Есть ли они в белорусской экономике?

7.  Дайте оценку экономическим отношениям между Беларусью и другими странами СНГ.

8.  Как Вы считаете, каким путем может выйти Беларусь из социально-экономического кризиса?

9.  После каких событий Беларусь объявляет о полной независимости? Расскажите о них.

10.Какие органы в Республике Беларусь осуществляют высшую исполнительную и высшую законодательную власть?

11.Когда Беларусь стала президентской республикой?

12.Какие законы определяют сегодняшнюю государственную политику Беларуси в сфере культуры?

13.Охарактеризуйте новые явления в развитии белорусской культуры на современном этапе.