«История Беларуси», учебно-методическая разработка для студентов, страница 18

 во второй половине ХХ в. - начале ХХI в.

(1 занятие)

            1. Введение (актуальность) темы:

С середины 50-ых годов республика вступает в период экономических реформ. Приближение руководства к производству принесло определенные плоды. С середины 60-ых годов наблюдается быстрый подъем экономики, повышение материального благосостояния населения, однако уверенность в завтрашнем дне сочеталась с засилием бюрократизма, консервативно-охранительных тенденций в идеологии, дальнейшим сужением сферы функционирования белорусского языка.

            С 1985 г. экономика республики развивалась в условиях определенного партийным руководством курса на ускорение, которое предполагалось осуществлять на основе форсированного развития машиностроения. В дальнейшем определились такие приоритетные направления, как расширение прав предприятий, их самостоятельности, укоренении хозяйственного расчета, что означало переход от административных к преимущественно экономическим методам управления. Однако ряд разработанных программ ("Интенсификация", "Жилье" и т.д.) остались на бумаге. Экономический кризис 1988 г. охватил и Беларусь, развеявши миф о белорусском "экономическом оазисе".

            Попытка в августе 1991 г. консервативной части сторонников СССР сохранить Союз, только ускорила его распад.

            В условиях жесткого товарного кризиса каждая республика старалась защитить свой потребительский рынок. Талоны, купоны, "зайчики" - вот этапы на пути ограничения экономических отношений с другими республиками, на которые вынуждена была стать и Беларусь.

            Таким образом, определенные приобретения (формирование многопартийности, демократизация общественно-политической жизни, повышенный интерес  к национальному наследию) сопровождались социальным напряжением, ростом недоверия к властным структурам. На этом фоне выборы первого президента республики виделись началом стабилизации.

            2. Цель: Познакомить студентов с социально-экономическим и политическим развитием БССР в 50-ые - 90-ые годы.

3. Задачи:

Студент должен знать:

·  основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей;

·  этапы социально-экономического и политического развития в изучаемый период;

·  основные понятия темы;

·  факторы исторического развития;

·  персоналии культуры.

            Студент должен уметь:

·  характеризовать этапы развития республики в изучаемый период;

·  анализировать причины и следствия исторических событий;

·  анализировать процесс обретения независимости республикой в контексте экономических и политических выгод для белорусского народа;

·  анализировать, интерпретировать основные тенденции современного развития Республики Беларусь, становление гражданского общества и правового государства;

·  характеризовать духовные ценности и достижения белорусской национальной культуры.

            Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь выражать и обосновывать свою позицию;

·  вести научный диалог по дискуссионным вопросам отечественной истории;

·  уметь оценивать историю Беларуси в цивилизационном контексте;

·  приобрести политическую толерантность и опыт политического консенсуса на основе знания отечественной и мировой истории.

            4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Общественно-политическое и социально-экономическое развитие республики в середине 50-х - середине 80-х годов.

2.  Образование, наука и культура в середине 50-х - середине 80-х годов.

3.  Чернобыль - угроза генофонда Республики Беларусь.

4.  Народное хозяйство Беларуси в середине 80-х - начале 90-х годов.