«История Беларуси», учебно-методическая разработка для студентов, страница 11

·  уметь выражать и обосновывать свою позицию;

·  вести научный диалог по дискуссионным вопросам отечественной истории;

·  уметь оценивать историю Беларуси в цивилизационном контексте;

·  приобрести политическую толерантность и опыт политического консенсуса на основе знания отечественной и мировой истории.

            4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Народовольческое движение в Беларуси.

2.  Возникновение политических партий и организаций.

3.  Развитие белорусского национального движения.

4.  Формирование белорусской нации.

5.  Развитие культуры.

            5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Чем можно объяснить то обстоятельство, что национально-освободительное движение начала 1860-х годов не нашло широкой поддержки среди белорусского крестьянства?

2.  Чем можно объяснить, что большинство городского и местечкового населения составляли евреи? И какие последствия этого имели место?

3.  Какие факторы сдерживали формирование белорусской нации?

4.  Что повлияло на ускорение этнокультурных объединительных процессов в Беларуси в конце XIX — начале XX в.?

5.  Чем можно объяснить слабое развитие народнического движения в Беларуси?

6.  Какая организация впервые заявила о белорусском этносе как таковом?

7.  Что оказало  благоприятное влияние на развитие театрального и музыкального искусства Беларуси в 60--90-е годы XIX века?

8.  Кто является основателем жанра критического реализма в белорусской литературе?

9.  Какие жанры белорусской живописи второй половины XIX века Вы знаете? Назовите наиболее известных представителей этих  жанров.

            6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Жизнь и деятельность К.Калиновского.

2.  Творчество Ф.Богушевича.

3.  Евдоким Романович Романов - белорусский этнограф, фольклорист и археолог.

4.  Политика "западно-руссизма" в Беларуси.

5.  Живопись Беларуси 2-ой половины XIX века (К.Альхимович, Н.Силиванович, А.Горавский).

            7. Литература:

            Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Гiсторыя Беларусi / А.Л.Абецэдарская i iнш. - Мн., 1997.                           

3.   Лыч Л., Навiцкi У. Гiсторыя культуры Беларусi. - Мн., 1996.

4.  Нарысы гiсторыi Беларусi. - Ч.1. - Мн, 1994.

            Дополнительная:

1.  Бандарчык В.К. Еўдакiм Раманавiч Раманаў. - Мн., 1961.

2.  Гарэцкi М. Гiсторыя беларускай лiтаратуры. - Мн., 1993.

3.  Дробов Л.Н. Живопись Белоруссии XIX - начала ХХ в. - Мн., 1974.

4.  Кiсялёў Г. З думай пра Беларусь. - Мн., 1966.

5.  Самбук С.М. Политика царизма в Белоруссии во второй половине XIX века. - Мн., 1980.

6.  Цвiкевiч А. "Западно-руссизм". Нарысы з гiсторыi грамадзянскай мыслi на Беларусi у XIX i пачатку ХХ в. - Мн., 1993.

Тема 8. БЕЛАРУСЬ НАКАНУНЕ И В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

(1 занятие)

            1. Введение (актуальность) темы:

Свержение царизма стало началом стремительного хода исторического процесса, который за короткое время привел к октябрьским событиям. Белорусский народ вступил в новый этап развития, который отмечен не только созидательным трудом и его весомыми результатами, но и тяжелыми испытаниями. На развитие революционных преобразований в Беларуси значительное влияние оказали специфические факторы: первая мировая война и иностранная интервенция, решающее значение в установлении Советской власти в Беларуси солдатских масс Западного фронта и что территория Беларуси считалась коридором для прохода Красной армии на запад с целью разжигания мировой революции.