«История Беларуси», учебно-методическая разработка для студентов, страница 4

·  основные исторические факты, даты, события, имена исторических   деятелей;

·  место и роль Великого княжества Литовского в цивилизационном   процессе;

·  факторы культурного развития;

·  персоналии национальной культуры.

            Студент должен уметь:

·  характеризовать основные процессы политического, экономического и  социального развития Великого княжества Литовского;

·  анализировать причины и следствия исторических событий;

·  анализировать условия развития белорусской культуры в Великом княжестве Литовском;

·  характеризовать духовные ценности и достижения белорусской национальной культуры в историческом контексте;

·  проводить сравнительный анализ культурных эпох сопредельных территорий с Великим княжеством Литовским.

            Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь выражать и обосновывать свою позицию;

·  уметь вести научный диалог по дискуссионным вопросам изучаемой темы;

·  приобрести политическую толерантность и опыт политического консенсуса;

·  вести научный диалог по дискуссионным вопросам отечественной культуры;

·  уметь оценивать культуру и историю Беларуси в цивилизационном контексте.

            4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Создание Великого княжества Литовского, деятельность первых Великих князей.

2.  Принятие Кревской унии.

3.  Политическое положение во второй половине XIV - середине XV в.

4.  Государственное устройство.

5.  Пограничные войны конца XV- начала XVI вв.

6.  Особенности формирования белорусской народности в составе Великого княжества Литовского.

а) Социальный статус белорусского языка и его роль в межэтнических процессах.

б) Характер взаимоотношений между белорусской и литовской культурами.

7. Возрождение (Ренессанс); Реформация в Беларуси.

8. Архитектура и изобразительное искусство. Театр и музыка.

            5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Какие причины способствовали объединению разрозненных земель и княжеств верхнего и среднего Понеманья в единый государственный механизм?

2.  Каким путем белорусские земли вошли в состав ВКЛ?

3.  Что способствовало быстрому росту Великого княжества Литовского?

4.  Какой город считается первой столицей ВКЛ?

5.  Какой процесс присущ эволюции политического устройства Великого княжества Литовского в середине XV-XVI вв.?

6.  Объясните полное название Великого княжества Литовского.

7.  Охарактеризуйте основной смысл внутренней и внешней политики верховной власти Великого княжества Литовского в 20-70-е гг. XIV века.

8.  Какие стратегические изменения произошли во внешней политике Великого княжества Литовского при великом князе Александре? Что способствовало этому изменению?

9.  Проанализируйте результаты битв 15 июля 1410 г. и 8 сентября 1514 г. и сравните их значение.

10. Какое  значение  для  Великого  княжества Литовского имела битва при синих водах (1362 г.)?

11. Какой законодательный акт положил начало юридическому оформлению крепостного права в Великом княжестве Литовском и какова его суть?

12. С какой основной целью проводилась аграрная реформа 1557 г.?

13.Какие факторы способствовали процессу создания белорусской народности?

14.Какие факторы тормозили процесс создания белорусской народности?

15.Назовите и объясните основные признаки народности.

16.Назовите специфические черты белорусского языка, которые развивались в XIV-XVI вв. на основе древнерусского языка.

17.Каков был социальный статус белорусского языка в Великом княжестве Литовском и какова его роль в межэтнических процессах?