«История Беларуси», учебно-методическая разработка для студентов, страница 7

9.  Мараш Я.Н. Ватикан и католическая церковь в Белоруссии (1569-1795). - Мн., 1971.

10.Подокшин С.А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы (вторая половина XVI - нач. XVIIв.). - Мн., 1976.

11.Саверчанка I.В. Астафей Валовiч: гiсторыка-бiяграфiчны нарыс. - Мн., 1992.

12.Саверчанка I.В. Канцлер Вялiкага княства: Леў Сапега. - Мн., 1992.

13.Сагановiч Г.М. Невядомая вайна. - Мн., 1995.

Тема 5. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЛАРУСИ

В XVII-XVIII вв.

            1. Введение (актуальность) темы:

            Глубокий экономический и политический кризис Речи Посполитой, в том числе и Беларуси, входившей в ее состав - характерная черта второй половины XVII - начала XVIII в. Внутриполитическая ситуация также была кризисной. В стране отсутствовала сильная централизованная власть. По причине войн и эпидемий резко сократилось количество населения. После войны середины XVII в. резко усилилась колонизация и окатоличивание  населения восточных земель Речи Посполитой. Освещение сложившейся ситуации и пути выхода из нее рассматривает данная тема.

            2. Цель: Познакомить студентов с социально-экономическим положением Беларуси XVII-XVIII вв.

            3. Задачи:

Студент должен знать:

·  основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей;

·  основные понятия темы;

·  факторы исторического развития.

            Студент должен уметь:

·  анализировать причины и следствия исторических событий;

·  анализировать основные тенденции эволюции экономической, общественно-политической, культурной жизни белорусского народа;

·  характеризовать сущность, формы исторического сознания.

            Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь выражать и обосновывать свою позицию;

·  вести научный диалог по дискуссионным вопросам отечественной истории;

·  уметь оценивать историю Беларуси в цивилизационном контексте;

·  приобрести политическую толерантность и опыт политического консенсуса на основе знания отечественной и мировой истории.

            4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Экономическое положение в городе и селе.

2.  Формирование этнического самосознания. Термин "Белая Русь".

3.  Влияние религий на развитие культуры.

4.  Просвещение и классицизм.

5.  Театр и литература.

            5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Какие последствия для Беларуси имели войны середины XVII в.?

2.  Какой путь избрало правительство в восстановлении хозяйства в Беларуси после разрушительных войн XVII в.?

3.  Какие новые черты появились в хозяйственной жизни белорусских городов во второй половине XVII в.?

4.  Какие главные социально-политические процессы проходили в Беларуси во второй половине XVII в.?

5.  Чем определялось развитие экономики Беларуси в середине и второй половине XVIII в.?

6.  Когда происходит самоидентификация белорусов и что об этом свидетельствует?

7.  Какие существуют версии происхождения термина "Белая Русь"?

8.  Какие факторы способствовали быстрому ополячиванию белорусской культуры?

9.  Как Вы понимаете высказывание "эпоха Просвещения"?

10.Как проявилась "эпоха Просвещения" в Беларуси?

11.Проведите сравнительный анализ развития культуры Беларуси во второй половине XVII - начале XVIII в. и во второй половине XVIII в.

12.Охарактеризуйте русско-белорусские культурные взаимоотношения в XVII-XVIII вв.

            6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Белорусская литература XVII-XVIII веков.