Проект проветривания лавы с использованием подземного газоотсасывающего вентилятора ВМЦГ-7м, страница 3

Низкая себестоимость продукции позволяла шахте продавать большую часть продукции за “живые” деньги и иметь  оплату во время, согласованное договором. Поэтому отношение дебиторской задолженности к объему месячной отгрузки угля самое низкое среди всех предприятий - потенциальных конкурентов (табл. 2.3-2.4).

Таким образом, сравнение финансово-экономических и производственных показателей АО ”Распадская” с показателями потенциальных конкурентов показывает лидируещее положение шахты среди производителей коксующегося угля.

Анализ положения АО “Распадская” на рынке и перспективы сбыта

На рынок коксующихся углей в 1995г. шахта “Распадская” в 1995г. поставила около 10% потребности. Так как марки угля ГЖ  в составе шихты составляют 15%, то видно, что возможности для  расширения рыночной ниши ограничены, и среди производителей данных марок углей будет нарастать конкуренция.

Таблица 2.4

Характеристика состояния расчетов с потребителями

Отношение дебиторской задолженности к объему месячной товарной продукции[3]

Уровень оплаты огруженного угля

финансовыми средствами (%)[4]

12. 95

02. 96

05. 96

12.95

02. 96

ш. Распадская

2.0

2.0

2.7

57

86

ш. Воргашорская

4.3

2.5

5.7

47

132

Кизелуголь

3.2

5.6

5.4

2

2

Кузнецкуголь

5.6

5.8

6.2

н. д.

58

Киселевскуголь

11.6

9.9

8.2

6

28

Росуголь

5.2

4.6

6.2

23

25

Шахтой на протяжении 1995-1996гг.была избрана рыночная стратегия на удержание цены. Цены на угля ЗАО “Распадская” были, как правило, на 15 - 20% ниже, чем цены на аналогичные марки угля других производителей (АО “Кузнецкуголь”, АО "Воркутауголь”, АО “Воргашорская”, АО “Ленинскуголь”, “Беловоуголь”) (см. Приложение к плану маркетинга). Более низкую цену имеет только АО “Воргашорская” на центральнороссийском рынке. Таким образом, конкурентоспособность угля АО “Распадская” у потребителя, благодаря низкой себестоимости производства, но ограничиваемая  дальностью транспортирования и железнодорожными тарифами, была достаточно высока.

Динамика спроса на коксующиеся угли в настоящее время формируется под влиянием прекращающегося падения производства предприятий металлургического комплекса и прогнозом его последующего  роста, а так же высокой вероятностью замещения карагандинских углей российскими в объеме до 2,6 млн. т на Новолипецком, Орско-Халиловском, Нижнетагильском и Челябинском металлургических комбинатах.

Печорские угли уже оказывают конкуренцию на уральском рынке, замещая карагандинские, а  после завершения строительства ж. д. дороги на Урал после 2000г. смогут ее усилить.

Самым крупным потребителем продукции ЗАО “Распадская” в 1995г. явился Нижнетагильский металлургический комбинат: 29% в доле продаж шахты и 23% в объеме потребления НТМК. Шахта являлась вторым после АО”Кузбассуглеобогащение” поставщиком НТМК. При этом шахте удалось резко поднять свою долю в объеме потребления НТМК с 0,8% в 1994г. до 23% в 1995г., а доля АО”Кузбассуглеобогащение” упала с 63,3% в 1994г. до 26,1% в 1995г.   Цена продукции шахты была на 20,8% ниже цен АО “Кузнецкуголь”.

Объем потребления коксующегося угля НТМК возрос с 3334,6 тыс.т в 1994г. до 4383,1 тыс. (137,5%) в 1995г.

Основной конкурент шахты - АО” Кузнецкуголь” увеличил свою долю с 2,9%  в 1994г. до 5,9% в 1995г.