Проект проветривания лавы с использованием подземного газоотсасывающего вентилятора ВМЦГ-7м, страница 16

Динамика спроса на коксующиеся угли в настоящее время формируется под влиянием прекращающегося падения производства предприятий металлургического комплекса и прогнозом его последующего  роста, а так же высокой вероятностью замещения карагандинских углей российскими в объеме до 2,6 млн. т на Новолипецком, Орско-Халиловском, Нижнетагильском и Челябинском металлургических комбинатах.

Печорские угли уже оказывают конкуренцию на уральском рынке, замещая карагандинские, а  после завершения строительства ж. д. дороги на Урал после 2000г. смогут ее усилить.

Самым крупным потребителем продукции ЗАО “Распадская” в 1995г. явился Нижнетагильский металлургический комбинат: 29% в доле продаж шахты и 23% в объеме потребления НТМК. Шахта являлась вторым после АО”Кузбассуглеобогащение” поставщиком НТМК. При этом шахте удалось резко поднять свою долю в объеме потребления НТМК с 0,8% в 1994г. до 23% в 1995г., а доля АО”Кузбассуглеобогащение” упала с 63,3% в 1994г. до 26,1% в 1995г.   Цена продукции шахты была на 20,8% ниже цен АО “Кузнецкуголь”.

Объем потребления коксующегося угля НТМК возрос с 3334,6 тыс.т в 1994г. до 4383,1 тыс. (137,5%) в 1995г.

Основной конкурент шахты - АО” Кузнецкуголь” увеличил свою долю с 2,9%  в 1994г. до 5,9% в 1995г.

В 1996 г. шахте удалось расширить свою долю в объеме потребления НТМК: за 9 мес.было поставлено более 26% годовой потребности комбината, так, в январе 1996г. ”Распадская” поставила на комбинат уже 107,5 тыс.т против 45,4 тыс. т в 1995г. Анализ показал, что в 1996г. цена концентрата “ГЖ” АО “Распадская” у потребителя была самой низкой - 234,3 тыс. руб, при цене без железнодорожного тарифа  - 142,1 тыс. руб.

Таким образом, закрепление “Распадской” среди основных поставщиков Нижнетагильского меткомбината произошло благодаря установлению цены более низкой, чем у других поставщиков. Это обусловило то, что доля НТМК в объеме продаж составила 27% в то время, как объем поставок - 29%.

Перспектива остаться основным поставщиком НТМК имеется при сохранении цены без ж.д. тарифа в пределах 28-29 долл. за тонну.

На  Магнитогорский  металлургический комбинат (ММК) шахте удалось в 1995г. увеличить поставки более чем в два раза: с 429 тыс.т в 1994г. (11,9% в объеме потребителя) до 944,7тыс.т (23,2%) в 1995г. Доля поставок АО”Кузнецкуголь” у потребителя в этот период снизилась с 31,4% до 22%, ЦОФ”Кузбасской” - с 26,7%  до 9,6%. Кроме шахты, увеличил свою долю в поставках АО “Кузбассуглеобогащение” с 4,3% до 11%. В январе 1996г. основной конкурент шахты АО”Кузнецкуголь” продавал уголь ММК на 16% дороже, чем шахта. В 1995г. продолжилось замещение кузнецкими углями  воркутинских и нерюнгринских углей.

В 1996г. ММК сохранил второе место в объеме продаж шахты.Поставки ему осуществлялись по взаимозачету за металл и по более высокой, чем другим потребителям цене. Поэтому объем материальных средств, полученных от ММК, в финансовом выражении составил 19,6% продаж шахты, а в объеме отгрузки (в тоннах) - 19,5%.

Желательно сохранение цены в 28 -30 долл. без ж.д. тарифа данному потребителю, так как от стоимости угля будет зависеть стоимость поставляемого им металла.

Челябинский металлургический комбинат (ЧМК) увеличил свои закупки угля с 1587,7 тыс. т в 1994г. до 1979 тыс.т (124,6%) в 1995г. Шахта смогла использовать расширение потребности в угле и продала 90 тыс.т(4,6% в объеме ЧМК). За 9 мес 1996г.произошло наращивание поставок до 193,3 тыс.т (7,3% в годовом объеме потребления) по цене на 2 долл. дешевле прошлого года. АО ”Кузнецкуголь” уменьшил в 1995г. свои поставки ЧМК вдвое, ЦОФ ”Кузбасская” - в 5 раз.

Шахта стабильно работала в 1995-1996гг., о чем свидетельствуют графики отгрузки продукции потребителям (рис.2.1).

Распределение поставок продукции потребителям в 1995-1996гг. представлено на рис. 2.2 - 2.3.

Таким образом, ЗАО “Распадская” успешно работала в 1995 - 1996гг. на региональных рынках коксующегося угля в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Прогнозная оценка продаж угля АО “Распадская”