Сегментация рынка. Маркетинговая программа предприятия, страница 8

2.  Стратегия  проникновения на рынок (прорыва)-  использование низких цен при проникновении на новые высоко конкурентные рынки, при высокой эластичности спроса, для завоевания большой рыночной доли.

3.  Стратегия дифференцированных цен (выравнивания доходов) - учитывается разная рентабельность продукции на разных рынках в зависимости от стадии жизненного цикла продукта и его модификаций через использование системы скидок и надбавок.

          Коммерческие условия сделок включают ценовые скидки, финансирование, условия поставок и платежа. Наиболее часто используют следующие скидки:

l  общая скидка – с прейскурантной или справочной цены

сконто – при расчете за покупку за наличные

бонусная – постоянным покупателям за приверженность в зависимости от достигнутого оборота

прогрессивная -  за количество и объем покупки

сезонная – за приобретение товара вне активного сезона

функциональная – службам товародвижения за выполнение определенных функций и т.д.

Формы финансирования  сделок продавцом:

торговый кредит – оплата товара осуществляется не в момент получения товара, а в последующий оговоренный сделкой срок;

факторинг – продажа долгового обязательства покупателя кредитному учреждению (банку) за определенный процент комиссионных;

лизинг – вид долгосрочной аренды с правом последующего выкупа, при котором в качестве финансирующей стороны выступает лизинговая компания.

Условия поставки и платежа включают обязанности продавца и покупателя относительно:

l  места передачи товара

l  расходов на транспортировку, страхование

l  момент перехода рисков с продавца на покупателя

l  форму и сроки платежа и т.д.

Распределительная политика

          Распределительная политика – решения, принимаемые относительно оптимального способа связи между производителем и потребителем для эффективных продаж, включая :

l  выбор каналов и форм сбыта, методов торговли , где осуществляется перемещение права собственности на товар.

l  хранение, транспортировку, документооборот, поддержание товарно-материальных запасов – коммерческая логистика или физическое перемещение товара.

          Методы сбыта:

прямой - производитель вступает в непосредственные отношения с покупателями, берет на себя расходы и функции организации торговли. Это дорого, но позволяет контролировать непосредственно целевой рынок.

косвенный - для  реализации используют посредников различного типа, имеющих необходимую инфраструктуру, что эффективно при освоении новых и работе на многих разн6ородных рынках одновременно.

комбинированный – в качестве посредников используются организации со смешанным капиталом.

          Подразделения сбыта на предприятии состоят из внутренней службы – аналитики и специалисты, занимающиеся сбором и обработкой данных о рынке, документооборотом, транспортировкой, разработкой маркетинговых мероприятий и внешней службы – торговые представители, торговые филиалы, фирменные магазины и т.д., занимающиеся предпродажным и послепродажным сервисом особенно при торговле дорогостоящим и высокотехнологичным товаром.

Системы сбыта:

простая (нулевой канал) – отсутствие в сбытовой цепочке посредников

сложная (многоуровневая) – собственных сбытовых филиалов и независимых посредников (оптовых и розничных фирм) (рисунок 26).

Рисунок 26. Каналы сбыта

          По числу уровней определяется длина канала сбыта, числом посредников одного типа – ширина. При организации сети сбыта определяют: стратегию и политику сбыта; методы и каналы товародвижения; длину и ширину каналов;.степень сложности каналов с учетом ассортимента; уровень интенсивности канала( эксклюзивное, интенсивное, селективное распределение).

          Эксклюзивное – небольшое число сбытовых организаций на конкретном рынке для продаж сложных, дорогих и престижных товаров.

          Интенсивное – большое число сбытовых организаций на географически большом рынке для продаж массового товара.

          Селективное – среднее число сбытовых организаций на конкретном рынке.

Маркетинговые сбытовые системы бывают:

традиционные – состоит из независимых производителя, оптовых  и розничных торговцев и потребителя (максимизация прибыли каждым на своем участке).

вертикальныеединая система, включающая производителя, оптовиков и розничных продавцов, преследующих одни цели и интересы (корпоративные, договорные, косвенного влияния).

горизонтальныеобъединение сбытовых систем нескольких фирм для совместного освоения маркетинговых возможностей на конкретном рынке (при недостатке средств).

          Функции каналов товародвижения включают:

l  распределение и сбыт продукции

l  установление контактов с потребителями

l  подготовка, заключение и реализации контрактов с потребителями

l  осуществление стимулирующей политики

l  финансирование издержек по функционированию каналов и т.д.

Часто наиболее выгодно использовать посредников для их выполнения. Типы посредников различаются в зависимости от того от чьего имени, за чей счет и чьих интересах выполняются действия:

купцы – действуют от своего имени, за свой счет и в собственных интересах

агенты – действуют от имени, за счет и в интересах принципала (владельца товара)

комиссионеры – действуют от своего имени, но за счет и в интересах комитента (владельца товара)

брокеры – действуют в интересах покупателей и продавцов на разовой основе, сводя заинтересованные пары клиентов.

При выборе посредников учитывают их компетентность, известность, лояльность, источники финансирования, материально-техническую базу, местоположение и т.д.

          При формировании сбытовой сети необходимо учитывать:

1.  особенности конечных потребителей (количество, их концентрация, величина разовой покупки, уровень доходов и т.д.)