Сегментация рынка. Маркетинговая программа предприятия, страница 7

Предприятие разрабатывает производственную программу по объемам сбыта и срокам вывода на рынок каждого вида продукции для распределения предпринимательских рисков, ритмичности работы и постоянной конкурентоспособности предприятия. Производственная программа содержит: продуктовые единицы;  продуктовые линии (группы продуктовых единиц, связанных между собой потребительской либо производственно-технической общностью). Число продуктовых линий определяют ширину производственной программы, а число модификаций и моделей – ее глубину. Критерии формирования производственной программы:

l  ориентированность на решение потребительской проблемы

l  общность исходного материала

l  общность технологий и ноу-хау.

          Торговая марка – обозначения, позволяющие идентифицировать товары конкретного производителя (продавца)  отличать их от товаров конкурентов. Принимается решение:

l  под чьей торговой маркое выпускать товар на рынок (формы-производителя, посредника или комбинированный вариант)

l  уровень качества марочного товара

l  каким товарам присваивать марочное название (каждому товару – отдельное марочное название, всем – одно и т.д.)

Юридически существует понятие товарные знаки (торговая марка) – обозначения, способные отличать товары одних юридических лиц от однородных товаров других. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы: словесные знаки, изобразительные знаки, комбинации различных элементов, звуковые, световые и т.д.

Товарный знак является составной частью фирменного стиля – особого, присущего только данной фирме в представлении общественности изобразительного, текстового и звукового образа самой фирмы и ее товара. В фирменный стиль входят:

l  торговая марка

l  логотип

l  фирменный цвет

l  единый стиль всех товаров,музыкальное сопровождение и т.д.

          Цель фирменного стиля – закрепить в сознании покупателей положительные эмоции и образ, связанные с высокой оценкой качества, уровнем обслуживания и обеспечить узнаваемость товарам и фирме.

          Упаковка – аккумулирует в нужном объеме и форме продукцию,обеспечивая:

l  ее сохранность

l  удобство транспортировки

l  коммуникационное, рекламное и информационное воздействие

Упаковка должна быть многофункциональной, яркой для покупателя и дешевой  для производителя.

          Сервис – это техническое обслуживание товара (предпродажное и послепродажное) и сервисное обслуживание покупателей ( консультации при покупке, услуги по доставке  и транспортировке товара, замена при обнаружении скрытых дефектов и т.д.) С целью привлечение покупателя значительный объем сервиса характерен для:

l  сложных и дорогостоящих товаров

l  товаров, имеющих много конкурентов-аналогов

l  новых не известных покупателю изделий

l  для выделения особых качеств и престижности товара.

Однако в сфере сервисных услуг наблюдается  тенденция к уменьшению их объема за счет повышения технической грамотности покупателя и стремления к удешевлению продукции в целях повышения ее конкурентоспособности.

Ценовая политика

          Для фирмы цена – наиболее важный показатель рыночной деятельности, обеспечивающий прибыль от реализации товаров. Структура цены представлена на рисунке 25. Ценовая политика – установление цены и коммерческих условий сделок (скидки, финансирование , условия поставок и платежа) для получения вознаграждения за товар в соответствии с предпринимательским целями.

Рисунок 25. Структура цена   Роль ценовой политики для предприятии особенно высока, когда:

l  покупательский спрос на данном сегменте высокоэластичен,  и реакция на уровень цен выше, чем на средства стимулирования

l  затруднена дифференциация в товарной и распределительной политике

l  товар находится на стадии зрелости

l  конкуренты разрабатывают аналогичный товар  и т.д.

          Факторы ценообразования:

1.  внешниехарактер и уровень потребительского спроса; уровень  доходов потребителей и возможность приобрести товар; цены конкурентов; рыночная среда;система государственного регулирования

2.  внутренние – маркетинговые и ценовые цели фирмы; стратегии; издержки производства и потребления.

          Схема процесса ценообразования :

1 этап – выявление внешних факторов, влияющих на ценообразование;

2 этап – постановка целей ценообразования;

3 этап – выбор метода ценообразования;

4 этап – разработка ценовой стратегии;

5 этап – рыночная корректировка (ценовая тактика);

6 этап – страхование ценообразования от неблагоприятных внешних воздействий.

          Методы ценообразования:

l  Ориентация на издержки – суммирование затрат по каждому фактору производства с расчетной прибылью (прогрессивная калькуляция ) либо расчет от заданной цены, когда при вычитании затрат определяется размер прибыли (регрессивная калькуляция). Метод используют монополисты – ценовые лидеры и производители оригинальной продукции, так как не обращается внимание на цены конкурентов и возможности потребителей.

l  Ориентация на конкурентов – установление цены в диапазоне ценовых лидеров или на уровне среднеотраслевых для избежания ценовых войн. Используют  небольшие предприятия, для участия в тендерных торгах, при разработке конкурсных проектов.

l  Ориентация на спрос – установление цены с учетом информации о целевом рынке, тенденциях и эластичности спроса, покупательском поведении и возможностях. Используется при работе на глубоко сегментированных рынках, устанавливается максимально возможная для покупателей цена.

Чаще используются все три метода одновременно.

          Виды основных ценовых стратегий:

1.  Стратегия высоких цен (снятия сливок) – используется при выведении новых товаров на рынок, при временной монополии предприятия, высокой платежеспособности целевых сегментов.  Однако рынок очень привлекателен для конкурентов, поэтому стратегия временная.