Микробиология, вирусология, иммунология: Методические указания для самостоятельной работы и к практическим занятиям для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. Часть I, страница 9

Выделение чистой культуры по Щукевичу

         Для посева берут свежеприготовленную питательную среду с конденсатом. Исследуемый материал забирают петлей и вносят его осторожно, соблюдая правила асептики, не касаясь среды и стенок, в конденсационную воду. Бактерии с высокой подвижностью «выползают» на влажную поверхность скошенного агара.

Методика пересева из колоний на скошенный агар и МПБ

         а) Пересев из колоний на скошенный агар

Приоткрывают крышку чашки, прокаленной остуженной петлей снимают часть отдельной колонии, открывают пробирку со стерильным скошенным агаром, держа ее в левой руке в наклонном положении, так, чтобы можно было наблюдать поверхность среды. Переносят петлю с культурой в пробирку, не прикасаясь к стенкам, растирают по питательной среде, скользя по поверхности от одного края пробирки к другому, поднимая штрихи до верхушки среды – посев штрихом. Пробирку закрывают и, не выпуская из рук, подписывают название посеянного микроба и дату посева.

         б) Пересев из колонии на мясо-пептонный бульон

Техника пересева на МПБ в основном такая же, как и при посеве на плотную среду. При посеве на МПБ петлю с находящимся на ней материалом погружают в среду. Если материал вязкий и с петли не снимается, его растирают на стенку сосуда, а затем смывают жидкой средой. Жидкий материал, набираемый стерильной пастеровской или градуированной пипеткой, вливают в питательную среду.

Методические указания к практической работе

Выделение отдельных видов бактерий из исследуемого материала является одним из этапов любого бактериологического исследования.

Обычно для выделения чистой культуры затрачивают 3-4 дня, но в некоторых случаях это время удлиняется, например, для выделе­ния туберкулезных бактерий нужно 4-6 недель.

Первый этап

Посев исследуемого материала. Прокаленной остуженной петлей берут материал из пробирки (задача №....) и распределяют по по­верхности среды петлей, нанося параллельные штрихи на расстоянии 0,4-0,6 см один от другого, от одного края чашки к другому, держа петлю плашмя, чтобы не поцарапать питательную среду. Чашки подписы­вают (название материала, фамилия, дата посева) со стороны дна и по­мещают в термостат дном кверху, чтобы капельки конденсата, образую­щиеся на крышке, не стекали на среду и не размывали посевы.

Второй этап

Изучение колоний и выделение  чистых культур. Через сутки на чашках вырастают колонии, причем на первом штрихе рост сплошной, а на следующих – изолированными колониями. Колония – это скопление микробов одного вида, выросших из одной клетки. Так как материал представляет собой чаще всего смесь микробов, то вырас­тает несколько видов колоний. Карандашом маркируют разные колонии, очерчивая их кружком со стороны дна, и изучают их. Прежде всего, изу­чают колонии невооруженным глазом: макроскопические признаки. Чашку просматривают (не открывая ее) со стороны дна в проходящем свете, отмечают прозрачность колоний (прозрачная, если не задерживает свет; полупрозрачная, если частично задерживает свет; непрозрачная, если свет через колонию не проходит), измеряют (в мм) размер колоний. Затем изучают колонии со стороны крышки, отмечают форму (правильная круглая, неправильная, плоская, выпуклая), характер поверхности (гладкая, блестящая, тусклая, шероховатая, морщинистая, влажная, сухая, слизистая), цвет (бесцветная, окрашенная).

Таблица 5. Схема изучения колоний

Признак

Возможные характеристики колоний

1.

Форма

Плоская, выпуклая, куполообразная, вдавленная, круглая, розеткообразная, звездчатая

2.

Величина, мм

Крупные (4-5 мм), средние (2-4 мм), мелкие (1-2 мм), карликовые (< 1 мм)

3.

Характер поверхности

Гладкая (S-форма), шероховатая (R-форма), исчерченная, бугристая, матовая, блестящая

4.

Цвет

Бесцветные, окрашенные

5.

Прозрачность

Прозрачные, непрозрачные, полупрозрачные

6.

Характер краев

Ровные, зазубренные, бахромчатые, волокнистые, фестончатые

7.

Внутренняя структура

Гомогенная, зернистая, неоднородная

8.

Консистенция

Вязкая, слизистая, крошковидная

9.

Эмульгирование в капле воды

Хорошо, плохо

Примечание: 5-7 пункты изучаются при малом увеличении микроскопа.

Еще лучше можно увидеть различия колоний при рассмотрении их с увеличением. Для этого закрытую чашку дном кверху помещают на предметный столик, слегка опускают конденсор, используют неболь­шое увеличение объектива (х8), передвигая чашку, изучают у колоний микроскопические признаки: характер края (ровные, волнистые, зазубренные, фестончатые), структуру (гомогенная, зернистая, волокнистая, однородная, или различающаяся в центре и по периферии).

Далее изучают морфологию микробных клеток из колоний. Для это­го из части каждой из отмеченных колоний делают мазки, окрашивают по Граму. Во время взятия колоний обращают внимание на консистенцию (сухая, если колония крошится и берется с трудом; мягкая, если берется легко на петлю; слизистая, если колония тянется за петлей; твердая, если часть колонии не берется петлей, можно снять только всю колонию). 

При просмотре мазков устанавливают, что колония представлена одним видом микроба, следовательно, могут быть выделены чистые куль­туры бактерий. Для этого из изученных колоний делают пересев на скошенный агар. Пробирки подписывают и помещают в термостат на сутки. При пересеве из колоний нужно тщательно следить, чтобы взять именно намеченные колонии, не задевая  петлей близлежащих колоний.

Третий этап