Гравитационный транспорт и области его применения. Устройство и элементы рельсового пути. Основные параметры стрелочного перевода. Укладка и содержание пути. Шахтный транспорт, страница 4

14.  Классификация  конвейерных установок  [1, с. 165 - 167].

       Современные конвейерные установки разделяют:

       по назначению и месту установки в шахте – на забойные, штрековые, уклонные, бремсберговые, магистральные, подъемные и специального назначения (проходческие, бункерные, питатели, перегружатели и др.);

       по типу тяговых органов – с цепным тяговым органом  (скребковые, пластинчатые, ленточно-цепные конвейеры), с ленточным (ленточные конвейеры), с канатным (ленточно-канатные конвейеры), без тяговых органов (вибрационные, качающиеся, винтовые);

       по типу грузонесущего органа – с ленточным, пластинчатым, желобчатым, трубчатым грузонесущими органами;

       по типу опор, поддерживающих грузонесущий орган – со стационарными опорами качения (ленточные и ленточно-канатные конвейеры), с ходовыми опорами качения ( ленточно-тележечные конвейеры), с опорами скольжения (скребковые конвейеры), с упругими и подвесными опорами (вибрационные и качающиеся конвейеры).

       В настоящее время на угольных и рудных шахтах используют следующие конструктивные типы конвейеров:

       скребковые – применяются в основном в качестве средств доставки полезного ископаемого по очистному забою;

       пластинчатые – на участковых и магистральных транспортных  выработках, имеющих искривление в плане ( в настоящее время используются редко);

       ленточные – на транспортных прямолинейных выработках с углом наклона к горизонту до 18 градусов;

       ленточно-канатные – на прямолинейных транспортных выработках относительно большой протяженности (5-10 км), имеющих угол наклона до 12 градусов;

       специальные типы конвейеров – вибрационные, качающиеся, винтовые и т.д.  для вспомогательных транспортных операций  (в качестве питателей, на коротких трассах внутри дробильных и обогатительных фабрик и т.д.).

15.  Схемы шахтного транспорта  [1, с. 167 - 171].

Смотреть рис. 3, 4, 5, 6.

16.  Скребковые конвейеры. Основные параметры. Типаж. Область применения [1, с. 172 - 184].

       Транспортирование насыпных грузов скребковыми конвейерами осуществляется волочением по неподвижному желобу с помощью тягового органа, состоящего из одного или нескольких цепей с укрепленными на них перегородками – скребками, погруженными в слой насыпного груза.

       Основными элементами скребковых конвейеров являются тяговый орган, рештачный став, состоящий из двух параллельных желобов, по которым перемещаются рабочая и холостая ветви тягового органа, приводное устройство, служащее для приведения в движение тягового органа, натяжное устройство, необходимое для начального натяжения тягового органа.

       Приводное устройство скребковых конвейеров состоит из тягового блока, включающего в себя приводной вал со звездочками, редуктора и электродвигателя.

       Натяжное устройство представляет собой секцию, снабженную валом со звездочками или шкивами.

       Есть четыре типа скребковых конвейеров: передвижные двух- и трехцепные конвейеры типа СП; переносные разборные двухцепные типа СР, переносные одноцепные типа С; переносные одноцепные с двумя ветвями, расположенными в одной горизонтальной плоскости, с консольными скребками типа СК.

       Скребковые конвейеры используют в получивших распространение скребковых перегружателях, устанавливаемых для перегрузки угля с забойного конвейера на штрековый. Короткие скребковые конвейеры используют в качестве питателей при выгрузке насыпных грузов из бункеров. Скребковые конвейеры используют также в качестве донных для загрузки и разгрузки механизированных бункеров и самоходных вагонов. Скребковые конвейеры применяют также в качестве средств транспорта в комплексах обогатительных и дробильно-сортировочных фабрик. Основное назначение скребковых конвейеров – доставка полезного ископаемого по очистному забою. Однако их довольно часто используют на транспортных выработках небольшой длины (на просеках, коротких бремсбергах и др.), в качестве тормозных конвейеров при спуске груза по выработкам с повышенными углами наклона.

17.  Эксплуатация и охрана труда скребковых конвейеров  [1, с. 186 - 188].

        Современные скребковые забойные конвейеры являются тяжелыми машинами. Поэтому процессы передвижки, расштыбовки, сборки и разборки конвейера механизируют с помощью различных механизмов и приспособлений. Возможны два варианта передвижки конвейера: фронтальная и фланговая. В первом варианте, после прохода стругом передвижку става конвейера производят по всему фронту забоя на шаг, равный толщине вынутой стружки угля. При втором варианте – домкраты включают последовательно, и став конвейера передвигают с изгибом вслед за комбайном. При применении гидропередвижчиков возможно совмещение операций по выемке угля и передвижке конвейера. Гидропередвижчики оборудуют гидродомкратами для подъема рештачного става при расштыбовке холостой ветви или ее ремонте. Для передвижки скребковых конвейеров используют также гидродомкраты с индивидуальной замкнутой гидросистемой и приводом насоса от ручного электросверла.

       Порядок монтажа скребкового конвейера следующий. Сначала устанавливают приводную станцию на распорное устройство у верхнего конца лавы, затем раскладывают рештаки, скребковую цепь и необходимое вспомогательное  оборудование вдоль лавы.

       В нижней части лавы устанавливают концевую головку или приводное устройство. После завершения монтажных работ производят предпусковую наладку и регулировку основных агрегатов конвейера: проверяют правильность подключения всех электроприборов, качество затяжки болтов соединительных звеньев, наличие масла в редукторах и т.д. Затем производят 20-30-минутную обкатку конвейера вхолостую. Если никаких отклонений от нормального режима работы нет, то производят приработку всех элементов конвейера в течение двух суток при 50%-ной загрузке. В процессе приработки производят ежесменные осмотры и устранение замеченных дефектов.