Гравитационный транспорт и области его применения. Устройство и элементы рельсового пути. Основные параметры стрелочного перевода. Укладка и содержание пути. Шахтный транспорт, страница 13

         Для выполнения работ по обмену вагонеток в околоствольных дворах применяют специальные агрегаты, включающие в себя комплекс оборудования, производящего следующие операции: остановку вагонеток перед клетью, открывание двери клети, заталкивание груженой или порожней вагонетки в клеть и выталкивание прибывшей вагонетки из клети. Все выпускаемые модификации агрегатов включают следующие механизмы и оборудование: тормоз с гасителем скорости, задерживающий стопор, толкатель, механизм для открывания стопоров в клети. Привод для обеспечения работы всех механизмов может быть электрическим, пневматическим или гидравлическим. Агрегаты для обмена вагонеток в клети изготовляют как для клетей, устанавливаемых на жесткие посадочные устройства, так и на качающиеся площадки.

       Работа агрегатов всех типов осуществляется в следующем порядке. В исходном положении кулак толкателя находится в крайнем положении, кулаки стопоров закрыты, шины тормоза приведены в состоянии, при котором происходит торможение вагонетки. Вагонетка, подойдя к агрегату, останавливается тормозом. При растормаживании вагонетка самокатом идет в сторону клети и останавливается на кулаках стопора. После установки клети открываются предохранительные стволовые двери и включается привод толкателя, который подает вагонетку в клеть и она устанавливается на клетевых стопорах, а находящаяся в клети вагонетка выкатывается. Из переднего крайнего положения штангу толкателя возвращают в исходное положение реверсированием двигателя. В агрегат входят два аналогичных узла для обмена вагонеток соответственно в правой и левой клетях.

44.  Оборудование надшахтных зданий  [1, с. 359 - 362].

         Для приема горной массы, поднятой из шахты на поверхность, используют бункера, оборудованные различными затворами, питателями. Для перемещения горной массы между отдельными машинами, осуществляющими  первичную  переработку добытого ископаемого, применяют конвейеры различного типа. Для производства обменных операций в надшахтных зданиях вспомогательного подъема используют маневровые

лебедки, толкатели, путевые стопоры и тормоза, агрегаты для обмена вагонеток в клетях. Для разгрузки вагонеток с глухим кузовом применяют круговые опрокидыватели, а для вагонеток с откидывающимися днищами – устройства для открывания и закрывания днищ.

         Кроме упомянутого выше оборудования для выполнения маневровых работ используют поворотные и перестановочные платформы и поперечные конвейеры.

         Поворотная платформа предназначена для принудительного изменения направления движения вагонеток при самокатной откатке. Для принудительного поперечного перемещения вагонеток между параллельно уложенными путями используют перестановочные платформы.

       При более интенсивных обменных операциях для принудительного перемещения вагонеток между параллельными путями используют поперечные  конвейеры.

45.  Оборудование складов полезного ископаемого и породных отвалов [1, с. 362 -366].

        Для прямой и обратной подачи груза на склад и со склада используют ленточные конвейеры, оборудованные устройствами для разгрузки: плужковыми сбрасывателями и двухбарабанными разгрузочными тележками.

         На открытых складах широко используют мостовые и козловые  грейферные краны, штабелеры, экскаваторы и роторные погрузчики.

46.  Погрузочные пункты полезного ископаемого в средства внешнего транспорта [1, с. 366 – 371].

       Наиболее сложную конструкцию имеют погрузочные комплексы при железнодорожном внешнем транспорте.

       Различают бункерную и безбункерную погрузку в железнодорожные составы, а также погрузку из аккумулирующих складов. К преимуществам бункерной погрузки можно отнести возможность аккумулирования полезного ископаемого при отсутствии порожняка и обеспечение быстрой загрузки прибывшего состава.

       Безбункерная погрузка принципиально отличается от бункерной тем, что вместо бункерных хранилищ большой вместимости сооружается система загрузочных воронок, через которые производится непрерывная загрузка вагонов полезным ископаемым, поступающим из шахты.

       На рудных шахтах часто применяют погрузку полезного ископаемого из открытых аккумулирующих складов в средства внешнего транспорта с помощью различных  погрузочных механизмов: экскаваторов, роторных погрузчиков, грейферных кранов и др.

        В зависимости от климатических условий  бункеры делают неутепленными, утепленными или обогреваемыми.  Иногда бункера оборудуют несколькими выпускными отверстиями с целью повышения скорости загрузки составов.

        Для загрузки бункеров используют стационарные и передвижные ленточные конвейеры, а для разгрузки – затворы и питатели различного типа. В полувагоны груз подается самотеком с помощью одного - или двухлотковых желобов, играющих одновременно роль затворов, либо с помощью стационарных или передвижных конвейеров и конвейерных стрел.

        Для выполнения маневровых операций при загрузке состава используют специальные маневровые устройства. Маневровое устройство с тяговым канатом состоит из лебедки со шкивом трения, тягового каната, специальной толкающей тележки, перемещающейся по рельсам под железнодорожным составом, системы блоков и натяжного устройства. На тележке смонтированы рычаги, которыми вагон захватывается за колеса и производится перемещение загружаемого состава. Управление маневровыми устройствами дистанционное.

47.  Перспективы развития рудничного  транспорта [1, с. 371].      

      Прогноз развития горнодобывающей промышленности свидетельствует о том, что в ближайшие 10-15 лет основными видами рудничного транспорта на шахтах останутся конвейерный и локомотивный.Расширится применение гидравлического, самоходного и некоторых других видов транспорта.