Гравитационный транспорт и области его применения. Устройство и элементы рельсового пути. Основные параметры стрелочного перевода. Укладка и содержание пути. Шахтный транспорт, страница 9

       по конструктивному выполнению рамы – с жесткой и шарнирно-сочлененной рамой (большинство погрузочно-транспортных и транспортных самоходных машин выполнено с шарнирно-сочлененной рамой).

       Самоходные машины наибольшее распространение получили в горнорудной промышленности при добыче руд цветных и черных металлов и горнохимического сырья. Основными областями эффективного  применения самоходных машин на доставке руды являются  месторождения с мощностью залежей не менее 3-5 м с устойчивыми   рудами и относительно небольшим горным давлением. Наиболее широко   самоходные машины применяют при камерно-столбовой системе разработки руд, системах этажного и подэтажного обрушения, горизонтальными слоями с твердеющей закладкой выработанного  пространства и других системах.

28.  Погрузочно-транспортные машины. Области их применения. Типаж [1,            с. 267 - 274].

       Погрузочно-транспортные машины по принципу действия и конструктивному выполнению разделяют на два основных типа: с совмещенным погрузочно-транспортным ковшом (типа ПД), загружающимся за одно или несколько черпаний и служащий для транспортирования горной массы; с ковшовым исполнительным погрузочным органом и транспортным кузовом (типа ПТ), загружаемым за несколько черпаний ковшом, расположенным на самой машине.

      Погрузочно-транспортная машина типа ПД снабжена шасси с шарнирно-сочлиненной рамой, включающей в себя переднюю и заднюю полурамы и установленной на пневмошинном механизме перемещения. На передней полураме смонтирован исполнительный погрузочный орган, состоящий из ковша, стрелы, рычажного механизма и силовых гидроцилиндров, на задней - двигатель с системой нейтрализации выхлопных газов, трансмиссия, гидропривод погрузочного органа и механизма поворота машины, кабина машиниста.

       Самоходные погрузочно-транспортные машины типа ПТ с ковшом и грузонесущим кузовом применяют в основном при проведении подготовительно-нарезных выработок. Эти машины обычно имеют пневматический привод, что обусловлено применением единого с буровыми установками вида энергии.

29.  Автосамосвалы и самоходные вагоны. Область применения. Типаж вагонов ВС [1, с. 275 - 277].

        Большинство подземных автосамосвалов имеют шарнирно-сочлененную раму. На передней полураме смонтирован тягач, на задней – полуприцеп с опрокидным кузовом, что обеспечивает поворот тягача относительно полуприцепа на 45 градусов в обе стороны и прохождение кривых в плане радиусом 7-8 м. Подземные автосамосвалы оборудованы дизельным двигателем с системой двойной очистки отработавших газов, гидромеханической трансмиссией, гидроусилителем рулевого управления, а также упругой пневмогидравлической подвеской.

        Применяемые в отечественной и зарубежной практике однокузовные подземные автосамосвалы предназначены для транспортирования горной массы по выработкам сечением не менее 14-16 м2.

      Основной областью применения самоходных вагонов являются их использование при разработке калийных руд в комплексе с проходческо-добычным комбайном и бункером-перегружателем, предназначенным для аккумулирования руды и безостановочной работы комбайна при челноковом  движении самоходного вагона.

      Самоходный вагон состоит из самоходного шасси, обычно четырехколесного, со всеми ведущими и всеми управляемыми колесами, кузова со скребковым конвейером, привода, трансмиссии и органов управления.

      Отечественные вагоны типа ВС согласно типажному ряду имеют грузоподъемность 5, 10, 15, 20, и 25 т. Наиболее распространение на калийных шахтах получили вагоны 5ВС-15РВ и вагон 5ВС-15М. Эти вагоны преодолевают уклон  до 15 градусов, длина их доставки до 200 м, производительностью 450-800 т/смену.

30.  Погрузочные машины. Классификация. Область применения [1, с. 278 - 284].

       Принцип действия ковшовой погрузочной машины основан на выполнении ряда последовательных операций: поступательное движение машины вперед и внедрение ковша в горную массу, подъем ковша с одновременным зачерпыванием горной массы, разгрузка ковша в вагонетку или на конвейер, движение машины назад и опускание ковша. Для захвата горной массы по фронту выработки ковш может поворачиваться в горизонтальной плоскости. При работе погрузочной машины с нагребающими лапами ее рабочий орган зачерпывает порциями горную массу и проталкивает к приемному лотку конвейера, установленного на погрузочной машине.

       Ковшовые погрузочные машины по способу разгрузки разделяют на два типа: с задней и боковой разгрузкой ковша.

       В погрузочных машинах с опрокидыванием ковша назад ковш закреплен либо на перекатывающейся рукояти, либо на шарнирной стреле, а с боковой разгрузкой ковша - на шарнирной стреле. Погрузочные машины с ковшом на шарнирной стреле обеспечивают больший фронт погрузки по сравнению с машинами с ковшом на перекатывающейся рукояти.

      Наибольшее распространение получили электрические погрузочные машины непрерывного действия с нагребающими лапами на гусеничном ходу, оборудованные одноцепным скребковым конвейером и электроприводом, разделенным для всех механизмов машины.

31.  Эксплуатация и охрана труда самоходных машин [1, с. 290 - 293].

      Размеры горных выработок, по которым осуществляется движение самоходных машин, определяются габаритами машин и гарантированными зазорами от наиболее выступающих частей до стенок и кровли выработки. Радиус поворота выработок принимают в зависимости от их назначения. Ширину транспортных выработок на закруглениях необходимо проверять и дополнительно увеличивать на величину выноса наиболее выступающих частей машин или перевозимых длинномерных грузов.