Гравитационный транспорт и области его применения. Устройство и элементы рельсового пути. Основные параметры стрелочного перевода. Укладка и содержание пути. Шахтный транспорт, страница 3

      На подстанции трехфазный переменный ток промышленной частоты преобразуется в постоянный ток. Гараж или подземное депо представляет собой ремонтную мастерскую, расположенную в обособленной выработке.  Для  аккумуляторных электровозов кроме мастерской в депо предусматривается зарядная камера для зарядки аккумуляторных батарей и камера преобразовательной подстанции.

12.  Организация движения, СЦБ и автоматизация локомотивного транспорта     [1, с. 158 - 164].

        Организацией и эксплуатацией локомотивного транспорта занимаются три взаимосвязанные службы: пути, тяги и движения. Служба пути производит укладку, содержание и ремонт рельсового пути. Служба тяги осуществляет эксплуатацию и ремонт электровозов и вагонеток. Служба тяги производит также надзор за исправностью и эксплуатацией всего электромеханического оборудования электровозного транспорта. Служба движения осуществляет руководство движением составом, производит организацию подачи порожних составов на участки и своевременную вывозку полезного ископаемого и породы, перевозку людей, руководство подземной связью и СЦБ и др. Организация работы локомотивного транспорта  должна  обеспечивать бесперебойное обслуживание погрузочных пунктов, прием вагонеток  в околоствольном дворе, их разгрузку и своевременное формирование, и отправление на участки поездов с порожними вагонетками. Обслуживание погрузочных пунктов  локомотивной откаткой на угольных и рудных шахтах осуществляется по одному из двух видов организации движения: локомотив закреплен за определенным составом; локомотив не закреплен за составом. В первом случае состав перемещается локомотивом при погрузке, на перегонах и при разгрузке. Такой вид организации движения используется на рудных шахтах, где преобладает большое число  часто перемещаемых погрузочных пунктов. Во втором случае, когда локомотив не закреплен за составом, последний перемещается локомотивом только на перегонах, а перемещение вагонеток при погрузке и разгрузке осуществляется различными маневровыми устройствами. Такую организацию движения применяют на угольных шахтах при небольшом числе относительно стабильных погрузочных пунктов. На угольных шахтах организацию движения составов – откатку осуществляют по одно- или двухзвенной схеме. При двухзвенной  откатке от погрузочных пунктов до сборочной разминовки применяют сборочную откатку  небольшими составами, от сборочной разминовки до околоствольного двора – большегрузными составами.

        При работе двух или трех локомотивов на однопутном откаточном участке организацию движения составов осуществляют по графикам  встречного движения со скрещениями, эстафетному или комбинированному. По графику со скрещениями локомотивы, работающие на всем протяжении однопутного откаточного участка, встречаются на путевых  разминовках. По эстафетному графику откаточный участок разбивают на перегоны, число которых соответствует числу эксплуатируемых локомотивов, при этом каждый локомотив работает только на одном своем перегоне, а на разминовках между перегонами осуществляется обмен составов. Движение трех и более локомотивов по участку с несколькими обменными или погрузочными пунктами осуществляют по комбинированному графику: со скрещениями и эстафетному.

      Четкая работа большого числа  электровозов осуществляется с помощью системы сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Системой СЦБ называется комплекс средств, предназначенных для централизованного управления движением электровозов и выполнения различных маневровых операций.

      Устройства сигнализации предназначены для обеспечения безопасного движения составов и подачи сигналов машинистам электровозов, устройства централизации - для дистанционного управления сигналами и стрелками диспетчером, устройства блокировки- для контроля за сигналами светофоров, положением стрелок, наличием подвижного состава на отдельных участках пути и т.д.

      В настоящее время разработаны и внедряются системы автоматического вождения электровозов без машиниста с помощью передатчиков, рельсовых антенн и

установленных на электровозе приемников. Функции машиниста выполняют различные логические устройства. В системах автоматического вождения используют компьютеры и промышленное телевидение, что позволяет повысить пропускную способность локомотивной откатки, сократить число единиц подвижного состава и численность обслуживающего персонала, а также резко повысить безопасность труда.

13.  Эксплуатация и охрана труда локомотивного транспорта  [1, с. 164, 165].

       Эксплуатацию локомотивного транспорта осуществляют в строгом соответствии с ПТЭ и ПБ. К управлению локомотивом допускаются только лица, имеющие свидетельство на право управления данным типом локомотива. Машинисту перед отправкой в рейс обязательно выдают путевой лист с указанием маршрута и мест производства по пути следования ремонтных и других работ. Во время движения локомотив должен находиться в голове состава. При выполнении маневровых операций на участке протяженностью не более 300 м разрешается нахождение локомотива в хвосте состава. Локомотивы в процессе эксплуатации осматриваются ежесуточно дежурным электрослесарем, еженедельно начальником локомотивного депо или механиком участка внутришахтного транспорта и один раз в квартал начальником внутришахтного транспорта. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. Ремонтный осмотр локомотивов производят один раз в месяц, текущий ремонт – один раз в шесть месяцев, капитальный ремонт – раз в три года. Разрешается осматривать и ремонтировать электровозы только при отключении контактной сети или аккумуляторной батареи. На шахтах, опасных по газу или пыли, вскрытие взрывобезопасной оболочки электрооборудования, а также батарейного ящика разрешается производить только в депо. Запрещается эксплуатация локомотива при неисправности буферов и сцепных устройств, неотрегулированных тормозах, нарушении взрывобезопасности электрооборудования в шахтах, опасных по газу или пыли, снятой крышке батарейного ящика, изношенных более чем на 2/3 толщины колодок и прокатке бандажей более 10 мм и других неисправностях, указанных в инструкции по эксплуатации локомотива.