Гравитационный транспорт и области его применения. Устройство и элементы рельсового пути. Основные параметры стрелочного перевода. Укладка и содержание пути. Шахтный транспорт, страница 2

закрепленных на металлических шпалах. При достижении отдельных звеньев временных путей стандартной длины рельсов вместо временных рельсовых путей настилают постоянные. Выдвижные рельсы укладывают повернутыми между рельсами ранее настланного пути. При уборке породы колеса погрузочной машины перемещаются по шейкам выдвижных рельсов. Выдвигание рельсов на подготовительный забой производят ковшом погрузочной машины. Выдвижная рамка, изготовленная из стального проката, равна ширине рельсовой колеи. При работе рамку накладывают на рельсы и колеса погрузочной машины при уборке породы перемещаются по рамке. Для обмена вагонеток при проведении выработок применяют стационарное путевое оборудование, устанавливаемое периодически через 50-100 м и более, и временное, которое располагают ближе к забою и перемещают вслед за подвиганием подготовительного забоя. К стационарному путевому оборудованию относятся тупиковые и замкнутые разминовки, вертикальные вагоноперестановщики, перекатные платформы и др. В качестве временного передвижного путевого оборудования для обмена вагонеток применяют накладные плиты – разминовки или накладные стрелочные переводы, которые укладывают на основной рельсовый путь без его нарушения на расстоянии 20-25 м от подготовительного забоя, что обеспечивает обмен вагонеток за 1-2 мин. За время работы разминовки перемещают погрузочной машиной, благодаря чему расстояние от забоя до   разминовки сохраняется постоянным.

9.  Классификация рудничных вагонеток. Основные параметры, области применения и их очистка [1, с. 119 - 132].

    В зависимости от назначения и перевозимых грузов рудничные вагонетки подразделяют на грузовые, предназначенные для транспортирования полезного ископаемого, породы и других насыпных грузов; пассажирские, служащие для перевозки людей; вспомогательные - для доставки стройматериалов, леса, оборудования и др. Грузовые вагонетки по конструкции кузова и способу разгрузки можно разделить на четыре основные группы: с глухим жестко закрепленным на раме вагонетки кузовом. Разгрузка таких вагонеток осуществляется в круговых опрокидывателях; с кузовом, снабженным откидными днищами. Разгрузка производится через днище; с кузовом, шарнирно закрепленным на раме и поднимающимся откидным бортом. Разгрузка осуществляется при наклоне кузова и подъеме борта; с глухим опрокидным кузовом. Разгрузка производится при опрокидывании кузова. Кроме того, для транспортирования полезных ископаемых и породы применяют саморазгружающиеся вагоны с донным конвейером и секционные бункерные поезда.

    Основными параметрами грузовых вагонеток являются: вместимость кузова, собственная масса вагонетки, грузоподъемность, коэффициент тары, ширина колеи, жесткая база, габаритные размеры, удельное сопротивление движению.

    Области применения вагонеток - смотреть таблицу №1.

    В процессе эксплуатации стенки и днище кузова вагонетки должны регулярно очищаться от налипшей горной массы. Для очистки кузовов вагонеток применяют различные механические приспособления в виде вращающихся щеток или шарошек, вводимых внутрь кузова; электро- и пневмовибраторы, установленные на опрокидывателях; гидромониторные устройства. На угольных шахтах для очистки вагонеток  типа ВГ  широко применяют рыхлительные машины типов МР и МРБ соответственно с горизонтальным и вертикальным перемещением комбинированного рабочего органа с подпружиненными сферическими шарошками и плоскими ножами.

10.  Классификация рудничных локомотивов. Основные параметры. Области применения [1, с. 133 - 146].

        На угольных и рудных шахтах находят применение локомотивы, которые можно классифицировать по ряду основных признаков:

        по роду энергии, потребляемой для тяги – электровозы (постоянного тока повышенной частоты); дизелевозы; гировозы (инерционные локомотивы); воздуховозы;

        по способу подвода энергии - с автономным источником питания (аккумуляторные батареи, дизельный двигатель); с питанием от внешнего источника (например, через контактный  провод или кабель) и с комбинированным питанием (например, локомотивы аккумуляторно-контактные или кабельно-контактные);

        по сцепному весу – легкие (до 50 кН), средние (от 50-100 кН) и тяжелые (свыше 100кН);

        по исполнению – нормального рудничного (РН), рудничного исполнения повышенной надежности (РП) и рудничного взрывобезопасного исполнения (РВ).

      Рудничные электровозы применяют согласно ПБ в различных шахтных условиях  в зависимости от их конструкции и исполнения. Во всех выработках шахт, не опасных по газу и пыли, допускается применение контактных электровозов в рудничном исполнении. Рекомендуемая область применения электровозов в угольных шахтах - смотреть таблицу №2.

      Рекомендуемая область применения электровозов в рудных шахтах - смотреть таблицу №3.

      Дизелевоз предназначен для откатки по главным откаточным и вентиляционным выработкам шахт, опасных по газу или пыли.

      Гировозы со сцепным весом соответственно 58 и 60 кН применяют для транспортирования материалов, оборудования, породы для закладки по вентиляционным выработкам шахт, сверхкатегорным по газу и пыли.

11.  Оборудование электровозного транспорта [1, с. 146 - 149].

       К оборудованию электровозного транспорта относят тяговую сеть, тяговые и зарядные подстанции, гаражи.

      Тяговая сеть, с помощью которой осуществляется питание контактных электровозов, состоит из выпрямительной подстанции, питающих и усиливающих кабелей, контактного провода, рельсового пути и отсасывающих кабелей.

      Тяговая подстанция, размещаемая в околоствольном дворе или при неглубокой шахте на ее поверхности, состоит из одного или нескольких преобразователей. В настоящее время основным типом преобразователя являются автоматизированные тяговые подстанции типа АТП на полупроводниковых кремниевых вентилях.