Экономические проблемы потребительской кооперации в условиях перехода к рынку, страница 8

       Оценку эффективности различных организационных структур управления более целесообразно осуществлять посредством сравнения результатов хозяйственно-финансовой деятельности торговой отрасли райпо и райпотребсоюзов с примерно равными масштабами работы

        О более высокой результативности торговой деятельности райпо свидетельствует анализ работы Стародорожского райпо, Мядельского и Несвижского райпотребсоюзов ( приложение   ).

     Представляется, что более высокие показатели работы райпо обеспечены, главным образом, за счет того, что

1.  после преобразования в райпо сокращены расходы на содержание аппарат управления персоналом (АУП) и обеспечено более рациональное использование управленческих работников в торговой отрасли;

2.  во всех райпо финансовые результаты работы оптового и розничного отражены в едином балансе;

3.  райпо образовано на базе районных кооперативных организаций с относительно небольшими масштабами хозяйственной деятельности.

      Немаловажное значение при  преобразовании райпотребсоюзов в райпо имеет реформирование организационной структуры управления торговой отраслью. В отдельных районах (Червенском, Березинском, Дзержинским) созданы принципиально новые организационные структуры – хозрасчетные оптово-розничные объединения. В остальных, в основном, сохранены действовавшие ранее функциональные звенья, хозрасчетная оптовая база  или нехозрасчетные торгово-распределительные склады райпо: нехозрасчетные торговые предприятия (РТП), находящиеся на балансе райпо.

8.2Рекомендации по решению проблемы.

 Предварительные результаты работы показали, что в качестве исходных предпосылок для преобразования райпотребсоюзов в райпо могут служить следующие факторы: численность обслуживающего населения и пайщиков; количество населенных пунктов, территория, количество предприятий розничной торговли, объем товарооборота розничной торговой сети. Разработка оптимальных параметров этих показателей является составной частью «Рекомендаций по переводу райпотребсоюзов в райпо». Кроме указанных показателей, в качество исходных критериев. Оценки масштабов деятельности райпотребсоюзов на предмет преобразования в райпо должны явиться: высокий уровень механизации бухгалтерского учета достаточно высокий уровень диспетчеризации и телефонизации управления всеми отраслями деятельности, достижение нормативной обеспеченности торговыми и  складами площадями, 85-90% уровень централизованной доставки товаров  повседневного спроса в магазины, высокий  уровень квалификации, большой практическийопыт и деловые качества председателя правления кооперативной организации, обеспечивающие сохранение управляемости предприятиями всех отраслей деятельности райпо. В процессе перевода райпотребсоюзов в райпо эти критерии должны конкретизировать с учетом конкретных условий работы каждой кооперативной организации.

§9.Реформирование торговой отрасли.

В торговой отрасли необходимо осуществить следующее:

1.  Выполнить программу «Холод» по закупке  холодильного оборудования с целью  увеличения реализации  населению товаров, требующих специального температурного режима хранения. Эффективность использования приобретённого холодильного оборудования можно оценить на примере Ушачского (приложение    ).

2.  Совершенствовать  организацию  торговли, построить чёткую заявочную систему, увеличить частоту завоза товаров в магазины с товарным покрытием  в размере  доведённого плана товарооборота плюс 10-20%, контролировать товарные запасы, выявлять неходовые   и залежалые  товары, перераспределять их, производить уценку, возвращать поставщикам.  

Несмотря на требования Белкоопсоюза, недостаточная работа ведётся облпотребсоюзами по приведению товарных запасов в соответствие с нормативным значением (25 дней), а также ускорению товарооборачиваемости (приложение   ).

Необходимо  производить совместно с промышленными предприятиями  уценку  остатков продукции, перераспределять их между магазинами, организовывать расширенные продажи, возвращать эти товары поставщикам, что должно обязательно предусматриваться в заключаемых с ними договорах.

3.Увеличить закупку товаров у поставщиков, продукция которых пользуется спросом у населения(РУП «Минск-Кристалл», СП «Санта-Импекс», Брестского молочного комбината),,  расширить внутригрупповой ассортимент  товаров, имеющих наибольший удельный  вес в структуре розничного товарооборота, а также  высокорентабельных товаров, покупать их по конкурентоспособным ценам , исключать из торговой цепочки посредников. Товар отечественных магазинов должен быть конкурентоспособным и востребованным.

4.Расширить торговлю в городах, дачных кооперативах, на оживлённых трассах и в местах отдыха  населения, установить оптимальные  режимы работы  магазинов, перевести их на самообслуживание.

Одним из ключевых вопросов, который ставит Правление Белкоопсоюза, является открытие мини-магазинов  в городах и микрорайонах   райцентров, а также  в крупных населённых пунктах, где отсутствует  торговая сеть потребительской кооперации. Это будет сделано, прежде всего,  в тех районах, где не обеспечивается выполнение утверждённого Правительством  РБ норматива социального стандарта в торговом обслуживании населения.

С целью повышения конкурентоспособности объектов потребкооперации, организации  в них продажи расширенного ассортимента товаров, наиболее востребованных населением, необходимо создавать  структурные хозрасчетные подразделения типа продторгов. Потребкооперация должна отвоёвывать утерянные позиции в райцентрах. На сегодняшний день удельный вес её товарооборота здесь составляет только 30%. В то же время в райцентрах основной покупатель является более платёжеспособным, чем на селе, да и затратность в торговле в райцентрах на порядок меньше, т.е. экономика от деятельности в райцентрах намного эффективнее, чем в сельской местности. Поэтому лучшими магазинами в райцентрах должны быть магазины потребительской кооперации. Они ни по каким параметрам  не должны уступать лучшим магазинам Минска.