Экономические проблемы потребительской кооперации в условиях перехода к рынку, страница 3

Развитие торговой отрасли потребительской кооперации в прогнозируемом периоде (до 2010г.) будет определяться тем, что она является ключевым звеном многоотраслевого кооперативного хозяйства. Исходя из этого, а также основ потребительской кооперации ной цели потребительской кооперации, основной задачей развития отрасли в предстоящем периоде становиться более полное удовлетворение потребностей обслуживаемого населения в различных товарах с учётом  объёмов и специфики его покупательского спроса. Таким образом, в предстоящем периоде потребительская кооперация должна, прежде всего, развивать платные услуги, которые непосредственно связаны с функционированием предприятий её основных отраслей: торговли, общественного питания, заготовок и кооперативной промышленности. Такое развитие платных услуг позволит более эффективно использовать материально- техническую базу и широкую сеть ранее созданных отраслей, охватить ограниченным количеством таких услуг широкий контингент потребителей, а также специализироваться на данных услугах, что даёт возможность всегда добиваться их высокого  качества и снижения себестоимости. В каждом райпо республики планируется подготовить перспективные программы развития платных услуг, учитывающих численность и состав населения района, наличие предприятий сферы услуг  различных форм собственности, возможные объёмы оказания потребителям  тех или иных платных услуг, наличие в распоряжении райпо соответствующей материально-технической базы и квалифицированных кадров для оказания услуг, возможность их дополнительного привлечения ля работы в потребительской кооперации и другие факторы и условия. При этом целесообразность открытия в тех или иных  кооперативных организациях новых видов платных услуг должна определяться необходимым технико-экономическим обоснованием.

Таким образом, переход к рыночной экономике неразрывно связан с созданием современной конкурентоспособной торговой системы, сориентированной на рынок и коммерческую деятельность, нацеленной на раскрепощение экономической инициативы, использование различных форм товарного обращения. Рыночные отношения предъявляют требования к развитию приемлемых форм торговой системы. В настоящий период наиболее ответственный момент - формирование субъекта рынка. Таким субъектом является система потребительской кооперации.

Решающим этапом практического реформирования экономики является создание цивилизованного рыночного хозяйства, сориентированного на социальные цели. Становление рыночных отношений, развитие предпринимательской деятельности

наталкивается на социальные и экономические противоречия.

С одной стороны, потребительская кооперация призвана выполнять социальные задачи потребителя, с другой - рыночные условия заставляют потребительскую кооперацию развивать предпринимательскую деятельность. Для развития потребительской кооперации в условиях рыночной экономики и возможности по выполнению социальных функций необходимо соблюдение основного требования рыночных отношений: они должны развиваться в правовой среде, которая регламентирует деятельность всех хозяйствующих субъектов.

 Глава 2. Проблемы потребительской кооперации на современном этапе развития.

        Чтобы надлежащим образом жить и работать в условиях рынка, работникам потребительской кооперации следует, прежде всего, уяснить сущность понятия «рынок», познать причины, его породившие, проследить эволюцию развития и механизм проявления. Важно четко определить роль и место потребительской кооперации в структуре рынка, в сферах его производства, распределения, обмена и потребления, то есть во всеобщей системе связей и явлений общественного обмена, которые осуществляются в рыночных условиях посредством денег.

          Не менее важно, чтобы практические работники и учащиеся кооперативных учебных заведений, углубляя свои специальные и экономические знания, особое внимание обратили на основополагающие идеи и принципы кооперативного движения, которые выдержали проверку временем. Свидетельством тому является более чем вековая история потребительской кооперации Беларуси, доказавшая жизнеспособность и жизнестойкость этих идей.

        Основной стратегический принцип деятельности кооперации – взаимная помощь через объединение.

  Эта традиционно присущая кооперации идея единства у нас в республике воплощается в жизнь трудом 300-тысячного коллектива работников потребительской кооперации, направленным на удовлетворение разнообразных потребностей пайщиков и всего сельского населения. Действительно, по своей природе деятельность потребительской кооперации носит ярко выраженную социальную направленность. Сегодня, как никогда ранее,  требуется работать не просто рентабельно, а высокорентабельно. Однако это вовсе не означает, что потребительская кооперация должна поступиться интересами сельского населения, закрыть все убыточные предприятия и виды производства.

§1. Проблема маркетинговой политики.

            Чтобы на должном уровне вести дело в конкурентной среде, работникам потребительской кооперации следует овладеть всеми требованиями маркетинговой политики. Маркетинг как система определенных действий в условиях рынка позволяет на основе всестороннего учета потребностей населения добиваться необходимой рентабельности кооперативного хозяйства. Следует подчеркнуть, что, опираясь на маркетинговую политику удовлетворения потребностей населения, необходимо в решении того или иного вопроса как можно полнее учитывать социально-экономическую роль и возможности многочисленных агентов рынка, начиная от органов государственного управления и завершая рабочим местом продавца. Каждому работнику потребительской кооперации нужно овладеть механизмом двустороннего взаимодействия и решения вопросов хозяйствования как внутри самой кооперации, так и за ее пределами. Только при таком сбалансированном подходе к решению непростых социальных и экономических вопросов можно добиваться удовлетворения потребностей населения и получения прибыли. В настоящее время в условиях ограниченного спроса и падения покупательной способности населения это далеко не просто. Однако более чем вековая эволюция кооперативного строительства, переход от одного этапа развития потребительской кооперации к другому свидетельствует о том, что работники кооперации, создавая новые, отвечающие требованиям времени, структуры и формы управления, преобразуя райпотребсоюзы в райпо, открывая новые виды производств и современные типы предприятий, могут на должном уровне решать свои задачи, как это делают, к примеру, в Столинском, Ивановском, Поставском, Добрушском, Буда-Кошелевском, Калинковичском, Мозырьском, Хойникском, Стародорожском, Смолевичском, Червенском, Борисовском и некоторых других райпотребсоюзах и райпо.