Экономические проблемы потребительской кооперации в условиях перехода к рынку, страница 6

6.2Пути решения

       Однако, исходя из конечных целей потребительской кооперации, которая создавалась не для извлечения доходов у самих пайщиков, а для получения услуг, ликвидация убыточных и малорентабельных организаций не оправдана с социальной  точки зрения.

       В этой связи предлагаются, уже ставшие традиционными, следующие мероприятия для улучшения деятельности потребительской кооперации: вовлечение в товарооборот  дополнительных товарных ресурсов за счет развития собственной промышленности, активное внедрение потребительской кооперации в города, совершенствование технологии торговли, увеличение валового дохода от реализации товаров  и услуг, оптимизация и сокращение издержек обращения. Использование этих и других внутрихозяйственных резервов может несколько улучшить ситуацию. Однако без специальных  защитных мер со стороны государства потребительской кооперации не выжить.

        Имеется в виду не разовая финансовая помощь, а создание системы необходимых экономических предпосылок для работы каждой кооперативной организации на принципах полного хозрасчета и самофинансирования. Исторический опыт свидетельствует, что в период экономических преобразований  потребительской кооперации, учитывая социальную направленность ее деятельности, государством предоставлялся льготный порядок налогообложения. Так, в начале 20-х годов прошлого века, во времена НЭПа потребительская кооперация имела ставку подоходного налога с прибыли в размере 8%, причем и она оговаривалась множеством льгот: полным освобождением от налогообложения сельских кооперативов, снижением на 50% налогов с кооперативов, обслуживающих только своих членов, и на 25% - других, исключением оборотов с организациями одного и того же вида кооперации при исчислении уравнительного сбора. При этом для системы потребительской кооперации были установлены более низкие, чем частного сектора, процентные ставки за кредит, сниженные железнодорожные тарифы за перевозку грузов: сниженная оплата за аренду помещений и т.д.

         Если подобный вариант защитных мер со стороны государства будет неприемлемым, а это вероятнее всего, то необходимо, обеспечить возможность приватизации части кооперативного имущества, т.е. решить вопросы собственности и создания рыночной среды эффективной деятельности потребительской кооперации.

          Изменение отношения работника (пайщика) к собственности организации, всемерное содействие созданию акционерных обществ, товариществ, совместных организаций и других хозяйственно-препринимательских структур имеют определяющее значение в повышении конкурентоспособности деятельности организаций потребительской кооперации.

          Мировая практика стран с развитой рыночной экономикой показывает, что приватизация считается самым эффективным методом повышения производительности недостаточно задействованных и убыточных объектов, а также создания эффективных и конкурентоспособных организаций.

          Чтобы реализовать эти возможности на практике, необходимо разработку и выполнение программы приватизации тщательно продумать. Приватизация будет успешной только тогда, когда она проводится на фоне реформ, нацеленных на создание более открытой и конкурентной среды деятельности организаций.

          Однако важно помнить, что потеря потребительскими обществами своих монопольных прав не произойдет автоматически: потребительской кооперации придется создать необходимые структурные регуляторы, которые прежде использовались кооперативными организациями

          В экономической литературе и практике предпринимательской деятельности известен широкий спектр методов и способов приватизации. Основными из них являются проведение открытых продаж акций организации: распродажа имущества организации путем ее ликвидации с последующей выплатой существующих задолженностей; выделение или раздробление организации на отдельные подразделения с последующей их по частям, при этом прибыльные подразделения организации продаются как отдельные организации; покупка организации руководителем и (или) членами трудового коллектива (пайщиками); аренда организации частным лицом и др.

     §7.Проблема  собственности потребительской  кооперации.

7.1 Проблемная ситуация

В настоящее время уже не вызывает сомнений первостепенная важность решения вопросов, связанных с собственностью потребительской кооперации. Следует отметить, что до недавнего времени проблем собственности  потребительской кооперации бы не существовало. Деятельность кооперативных организаций и предприятий протекала по накатанной практикой колее, и редко возникали вопросы о принадлежности кому-либо объектов собственности, а главное – оптимален ли механизм ее распределения и перераспределения. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений, что государство и общество идут к многообразию форм  собственности и их равноправию. В этот момент важно сохранить и законодательно оформить те особенности потребительской кооперации, которые позволили ей на протяжении более чем вековой истории сохранить свою полезность целостность и , как показала практика достаточно высокую готовность / по сравнению с другими  системами и ведомствами/ к работе в условиях рыночных отношений.

Многие теоретики считали, что собственность потребительской кооперации принадлежит лишь одному субъекту – пайщикам. Часть из них олицетворяла пайщиков с трудовыми коллективами. При этом «забывался» даже тот известные факт, что в системе потребительской кооперации не обязательно, чтобы член-пайщик своим непосредственным трудом участвовал в формировании и увеличении собственности.