Экономические проблемы потребительской кооперации в условиях перехода к рынку, страница 11

§18.Инновационные технологии (развитие нетрадиционных видов деятельности).

Необходимость осваивать новую систему хозяйствования в иной системе экономических координат  потребовала от кооперативных организаций и предприятий поиска нетрадиционных форм и методов развития своей производительной деятельности.

Новыми, нетрадиционными видами деятельности для предприятий потребительской кооперации являются те, которыми ранее организации не занимались. Перечень нетрадиционных видов деятельности включает: разлив уксуса, ритуальные услуги, автотехобслуживание, обработка дачных участков  обработка стекла, ломбарды, парикмахерские, гостиницы, питомники собаководства, пошив одежды, игральные автоматы.

Широкое распространение получили  такие виды, как производство швейных, столярных изделий, сдача в аренду складских и  торговых помещений и площадей. В целом финансовые результаты по новым, нетрадиционным видам деятельности более устойчивы, чем по традиционным направлениям.

Возможности развития нетрадиционных видов производства и услуг  определяются в основном финансовым состоянием кооперативных организаций и предприятий, Этот вопрос в каждом конкретном случае  должен разрешаться с учётом местных особенностей. Главное заключается в заинтересованности и способности руководителей кооперативных организаций и предприятий  решать организационно-технические вопросы.

§19.Вопрос повышения квалификации кадров.

Одной из причин, затрудняющих сегодня повышение эффективности работы кооперативных предприятий, является приверженность части её работников к традиционным формам организации труда, неадекватным нынешним рыночным отношениям, игнорирование методов менеджмента и маркетинга. Требуется повышение уровня квалификации и рыночной компетенции руководящих кадров и специалистов, освоение передового опыта организаций кооперативного хозяйства и в целом рыночной экономики. Определённые сдвиги в этом направлении происходят. Многие руководители кооперативных организаций республики в предыдущие годы прошли обучение или стажировку в известных учебных заведениях или кооперативных союзах Швеции, Германии. Однако для повышения квалификации подавляющей части руководителей и специалистов потребительской кооперации необходима соответствующая база внутри страны. Сейчас одно из лучших образовательных учреждений повышения, подготовки и переподготовки кадров является Белорусский торгово-экономический университет.

 §20.Проблема наращивания собственных средств

Проблема наращивания собственных средств является   задачей первостепенной важности.

Пути решения этой проблемы:

1.  Наращивание объёмов хозяйственной деятельности.

2.  Наведение порядка в управлении товарной массой.

3.  Рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

4.  Более эффективное использование имеющихся производственных мощностей.

5.  Сведение к минимуму непроизводительных расходов и потерь, осуществление других мер, позволяющих наращивать прибыль.

6.  Исключение неоправданных потерь.

Обстановка требует также активизировать участие пайщиков, работников потребительской кооперации как в формировании оборотного капитала, так и в управлении кооперативным хозяйством 

§21. Вопрос повышения конкурентности.

Современный этап развития потребительской кооперации  характеризуется усилением влияния  конкурентной среды на все виды хозяйственной деятельности и в особенности  на торговлю. За последние годы  удельный вес потребкооперации в розничном товарообороте республики резко понизился - всего лишь 30%. Под влиянием конкуренции в ряде регионов республики, где потребительская кооперация ранее занимала практически монопольное положение, в настоящее время торговое обслуживание населения преимущественно осуществляют вновь образованные предпринимательские структуры. На сокращении доли потребительской кооперации в розничном товарообороте республики сказался ряд факторов. Одним из главных объективных факторов является процесс формирования многоукладной экономики. Интенсивное развитие торговой сети различной ведомственной подчинённости, естественно изменило состав и структуру   потребительского рынка. В современных условиях важно постоянно анализировать конкурентную среду и с учётом динамики её развития определить стратегию деятельности потребительской кооперации. Вместе с тем анализ конкурентной среды показывает, что потеря  части потребительского рынка системой обусловлена также и субъективным фактором. Большинство предприятий торговли широко используют активные методы продажи товаров, проводит рациональную  ассортиментную и ценовую политику, устанавливает оптимальные режимы работы предприятий, размещает  мелкорозничную торговую сеть в местах с наиболее интенсивными покупательскими потоками, обеспечивает высокое качество торгового обслуживания населения, глубоко анализирует финансовые результаты каждого розничного торгового предприятия независимо от объёма  его товарооборота, эффективно использует систему материального стимулирования работников, предъявляет высокие требования к кадрам, трудовой дисциплине и экономии. Широко используются рыночные методы хозяйствования, внесистемные торговые организации обеспечивают более высокую, чем потребительская кооперация, эффективность коммерческой деятельности. Нехозрасчётными торговыми предприятиями потребкооперации, в отличии от других структур, недостаточно проводиться учётная и аналитическая работа, направленная на совершенствование коммерческой деятельности. В большинстве из них не ведётся учёт реализации, поступления и остатков товаров по развёрнутому ассортименту. Лишь в отдельных районах  определяют доходы от реализации, издержки обращения, прибыль по каждому предприятию. При этом недостаточно используются возможности вычислительной техники. Меры: в каждом предприятии целесообразно составить картосхему конкурентной среды, выявить её структуру, а также определить   преимущества и недостатки конкурирующих сторон, и на этой основе принимать обоснование решения. Например, в районах, где  основными конкурентами являются крупные предприятия агропромышленного комплекса, в качестве направления повышения конкурентной способности потребкооперации может быть использована интеграция с ними посредством создания совместных или малых  ассоциаций.