Экономические проблемы потребительской кооперации в условиях перехода к рынку, страница 2

     Главное кооперативное преимущество - выполнение социальной миссии наряду с осуществлением хозяйственно-финансовой деятельности, приоритет отдается социальным целям. В кооперативах в первую, очередь соблюдаются интересы людей, являющихся собственниками демократически управляемого предприятия. В рыночных условиях это приобретает особую актуальность, поскольку рынок и социальная справедливость, как показывает мировой опыт, практически несовместимы. Возникает необходимость увеличения социальной роли потребительской кооперации.

      Кооперативное движение основывается на принципах, выработанных в течении почти 200 лет .К ним относятся: добровольное и открытое членство; демократический членский контроль, экономическое участие в деятельности кооператива; автономия и независимость; содействие получению образования, повышению квалификации и информированности членов; сотрудничество между кооперативами; забота об обществе.

      Демократический стиль управления способствует повышению социальной активности населения. Кооперативы выступают организациями, являющимися базой современного демократического государства.

      Преимуществом кооперативов выступает выполнение коммуникационной роли в сельской местности. Кооперативный магазин как основное звено общества потребителей выступает центром организации и проведения работы по всем направлениям деятельности потребительской кооперации: торговой, закупочной, организационно-массовой, сервисной, информационно-консультативной. Узкопрофильное торговое предприятие становится общественным центром, осуществляющим связь с пайщиками и обслуживаемым населением.

      Потребительская кооперация обладает конкурентными преимуществами перед другими субъектами рынка как система хозяйствующих субъектов. Основополагающим преимуществом выступает ее сложившаяся и сохраненная организационная структура, возможность совместных действий потребительских и их союзов по защите интересов кооперации, организации согласованной коммерческой работы, что обусловлено целостностью и иерархичностью построения системы, усилением вертикали ответственности.

      Мощная законодательная база гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости государственную поддержку, предусматривает увеличение ответственности руководителей за результаты хозяйственной и социальной деятельности кооперативных организаций.

       В настоящее время в условиях нарушения вертикальных связей и невозможности управления хозяйствующими субъектами только из центра возникает также дефицит горизонтальных экономических связей, необходимых для жизни общества. Восстановить горизонтальные экономические связи возможно за счет  многоотраслевого характера деятельности потребительской кооперации и интеграционных процессов.

      Значительные перспективы потребительской кооперации связаны с ее диверсификацией. Создание новых отраслей и освоение различных видов деятельности выступает как один из факторов упрочения позиции этой системы на рынке. Отраслевая диверсификация означает внедрение и развитие таких видов деятельности, как услуги, туризм, гостиничное хозяйство, торговля медикаментами и др.

      Интеграция в потребительской кооперации обеспечивает ей высокую эффективность. Сотрудничество предприятий, организаций, отраслей между собой, с внешними по отношению к системе хозяйствующими субъектами, активизация экономического и производственного взаимодействия рассматривается как альтернативный  путь развития кооперативов.

       Важными конкурентными преимуществами потребительской кооперации являются также:

·  независимость от внешних инвестиций, позволяющая создавать рабочие места в сельской местности;

·  возможность формирования инновационного потенциала на основе участия большого числа пайщиков и принятии решений;

·  стабильный контингент покупателей, а значит, гарантированный рынок сбыта:

·  надежные источники финансирования, такие как фонд развития потребкооперации, заемные средства населения;

·  гарантированный источник поступления продукции сельского хозяйства от пайщиков и обслуживаемого населения.

         Самодостаточность системы потребительской кооперации рассматривается как способность кооперации к стабильному развитию, основанному на использовании внутренних возможностей, и обусловлена такими обстоятельствами, как:

·  наличие мощной материально-технической базы и высококвалифицированного кадрового потенциала, воспроизводимого в собственной системе образования;

·  обеспеченность товарными ресурсами, источниками которых служат собственное производство, система общественного питания, закупочная деятельность;

·  функционирование многоотраслевого заготовительно - производственно-торгового комплекса, создающего независимость потребительской кооперации от сырьевых источников, необоснованных требований перерабатывающих предприятий, и осуществляющего завершенный цикл «от ресурса к прибыли»:

·  возможность собственного воспроизводства на основе решения социальных задач как фактора развития экономической деятельности.

          Поскольку потребительская кооперация развивает деятельность преимущественно в сельской местности, объективно возникает такое кооперативное преимущество, как связь с экологическим базисом, возможность функционирования в согласии с природой. Оно находит проявление, в частности, в переходе к производству экологически чистой продукции за счет закупок дикорастущих растений, грибов, ягод, орехов, лекарственных трав, а также мяса, птицы, молока и т.д.

          Внутренне развитие кооперации обеспечивает освоение передового опыта хозяйственной деятельности и открытость потребительской кооперации. Если коммерческие структуры хранят «коммерческую тайну» в условиях конкуренции, так как их цель – получение максимальной прибыли, то для организаций потребительской кооперации, наоборот, важны заимствование новых решений, передача информации для удовлетворения потребностей пайщиков и всего обслуживаемого населения. В соответствии с Протоколом заседания Президиума Совета Министров РБ №1 от 06.01.2004г., а также согласно распоряжению Премьер - министра РБ №24 от 20.02.2004г. Белкоопсоюзом и  рядом других ведомств в марте 2004г. разрабатывался проект Программы реформирования потребительской кооперации и совершенствование её деятельности на селе. По поручению Правления Белкоопсоюза в Белорусском торгово-экономическом университете потребительской кооперации были созданы три рабочие альтернативные группы по разработке проекта данной программы. Главной целью программы реформирования  является определение основных стратегических направлений перехода потребительской кооперации РБ к стадии устойчивого развития и более полной реализации её социально-экономических функций на селе в условиях рынка.