Экономические проблемы потребительской кооперации в условиях перехода к рынку

Страницы работы

Содержание работы

Учреждение образования

«Белорусский торгово-экономический университет

потребительской кооперации

Кафедра теории и истории кооперации

Реферат

по истории и теории кооперативного движения

на тему: «Экономические проблемы потребительской кооперации в условиях перехода к рынку»

Выполнила:

                                                                                         студентка дневной

                                                                                         формы обучения

                                                                                         учётно-финансового

                                                                                         факультета

                                                                                         гр. Б-11

                                                                                         Липская А.О.                                                                                         Консультант:

                                                                                         асс. Бурмистрова Н.А.

Гомель-2005

Введение

Актуальность темы

Вряд ли можно представить себе современную экономику Беларуси, систему жизнеобеспечения её граждан без потребительской кооперации. Сегодня это достаточно развитый и сложный народнохозяйственный комплекс, включающий различные виды работ и деятельности. Потребительская кооперация  располагает разветвлённой сетью предприятий торговли, общественного питания, заготовок и промышленной переработки сельскохозяйственных продуктов и сырья, имеет собственные строительные и транспортные организации, учебные заведения. 

    Потребительская кооперация более чем за столетнюю историю своей деятельности продемонстрировала высокую жизнеспособность и должна активно участвовать в формировании потребительского рынка страны. Однако, пережив многие десятилетия административно-командной системы управления, в настоящее время с переходом к рыночным отношениям потребительская кооперация является неплатежеспособной и находится в глубоком кризисе.

   Во-первых,  это резкое ухудшение финансового состояния системы и в целом и в первую очередь торговой отрасли. За первые для месяца работы в  1998  году убытки кооперативной торговли республики составили 93,5 млрд.рублей. В результате, несмотря на рентабельную работу других отраслей в целом убытки по системе составили 63,9 млрд.рублей.

    Во-вторых,  это усиление конкуренции и постепенное вытеснение потребительской кооперации с ее традиционных рынков. Ныне практически во всех крупных населенных пунктах зоны деятельности системы параллельно торговлю осуществляют коммерческие структуры. Вследствие этого, начиная с января прошлого года, ежемесячно сокращается доля потребкооперации в розничном товарообороте республики . Только за три месяца 1998 года она сократилась на 21,6 до 20,2%. В то время как еще в начале 1997 года – этот показатель составлял 26,4%.

      В-третьих, это изменения внешней среды, Во всех отраслях народного хозяйства происходит структурная перестройка организации управления, изменяются отношения потребности, укореняется система сугубо экономических взаимоотношений. В сложившейся ситуации главная цель реформирования потребкооперации заключается в перестройке организации управления во всех звеньях, переходе на принципиально новые экономические отношения между организациями  при безукоснительном соблюдении норм и принципов демократии. Существенно ослабляется экономический потенциал потребкооперации из-за несогласованности в работе смежных отраслей деятельности – розничной и оптовой торговли, заготовок и промышленности, автомобильного транспорта и других. Положение осложняется тем, что сохраняются прежние формы работы и структуры управления. Итак, основной стратегической задачей потребительской кооперации сегодня является эффективное использование собственной мощной материально-технической базы, ускорение оборачиваемости оборотных средств и повышение в них доли средств кооперативных. Эти вопросы и вопросы, касающиеся финансовой устойчивости потребительской кооперации рассматриваются в данном реферате.

Задачи реферата:

1.  Определить роль потребительской кооперации в рыночной системе;

2.  Выявить причины, которые привели к созданию проблемной ситуации;

3.  Охарактеризовать факторы, препятствующие нормальному развитию потребительской кооперации;

4.  Попытаться найти решения сложившимся проблемам;

5.  Рассмотреть опыт развития потребительской кооперации развитых европейских стран (в частности, Швеции).

Объектом исследования данного реферата является потребительская кооперация и основные её структурные единицы: райпо, горпо.

Методы исследования:

а) метод актуализации;

б) метод критического анализа;

в) метод системного подхода.

Структура реферата

Реферат состоит из включения, основной части и заключения, в конце реферата прилагается список литературы. В свою очередь, основная часть объединяет 3 главы, которые сами непосредственно включают ряд исследуемых вопросов : первая – информирует о роли потребительской кооперации в современной рыночной системе, вторая – посвящает в наиболее актуальные проблемы потребительской кооперации, третья – повествует о шведской модели реформирования потребительской кооперации.

В данном реферате, в основном,  были использованы статьи А.Капштыка ( «Реформирование основных отраслей деятельности потребительской кооперации» ), В.Коновалова («Потребительская кооперация: курс нуждается в корректировке» ), В.Кулешова (« Итоги деятельности Белорусского республиканского союза потребительских обществ и направления дальнейшего развития потребительской кооперации» ), В.Колесникова («Потребительская кооперация в рыночной экономике» ), В.Мищенко ( «Главное – контроль за уровнем расходов» ), В.Владыко ( «О реформировании потребительской кооперации Республики Беларусь», «Шведская модель потребкооперации: особенности, принципы управления, результаты» ), А.Савинского ( «Райпо или райпотребсоюз» ), в которых анализируются  наиболее значимые проблемы потребительской кооперации и предлагаются пути их решения.‍

Содержание

Глава 1. Роль потребительской кооперации в современной рыночной системе.

       Мировой опыт кооперативного движения, в котором занят один миллиард жителей планеты, показывает, что в современных условиях его активизация является практически единственным инструментом  возрождения и развития кооперативного дела.

     Потребительская кооперация как лидер кооперативного движения, организуя свою деятельность в основном в торговой, промышленной и заготовительной отраслях, выступает необходимым компонентом реализации социальных программ развития различных регионах.

     Важнейшей особенностью потребительской кооперации, обеспечивающей ей жизнеспособность, является кооперативная самобытность. Она заключается в сочетании общественной и хозяйственной систем, получении кооперативном статуса коммерческой организации и социально ориентированной системы, наличии кооперативной идеологии и культуры, принципов и ценностей кооперации, соблюдении норм нравственности в бизнесе и взаимоотношениях.

Похожие материалы

Информация о работе