Самарянское Пятикнижие. Древние переводы Священного Писания. Теории происхождения септуагинты

Страницы работы

Содержание работы

Ветхий завет 1 курс МДА (2002-2003гг.).

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

ВТ – Вавилонский Талмуд

ПТ – Палестинский Талмуд

МТ – масоретский текст

СП – самарянское Пятикнижие

СТ – таргум самарянского Пятикнижия.

LXX – Септуагинта

V – Вульгата

ТО – таргум Онкелос

ТФ – Фрагментарный таргум

Мидрáш – толкование на библейские книги. Составлялись в разное время, самые ранние относятся ко II, III, IV, V вв. В них используется прием, называемый проэм – толкование, составленное на подборе и экзегезе параллельных мест Писания, возводимых к первоначально толкуемому стиху.

Агадá (аггадá; от евр. глаг. ????? - рассказывать) – в талмудической литературе: повествовательная часть, где могут фигурировать притчи, рассказы. Она регулирует поведение не четкими, юридическими предписаниями, а некими моральными ориентирами.

Галахá (от евр. глаг. галах - идти)– в талмудической литературе: нормативная часть; четкие постановления, имеющие едва не юридический статус. Могут касаться культа, семьи, образа жизни.

Таннаи – составители Мишны.

Амораи – составители Гемары.

Гаоны – толкователи Талмуда (VIII-Xвв.), наследовавшие амораям.

Самарянское Пятикнижие.

Корпус Священных книг самарян состоит только из Пятикнижия, записанного одной из разновидностей палеоеврейского письма, хотя у самарян ещё есть переработанная версия книги Иисуса Навина[1] и книга, сближающаяся по содержанию с книгами Иисуса Навина, Судей, Царств и 2 Хроник, называемая исследователями Хроники-II.

На сегодняшний день численность самарян колеблется (в различных источниках) в пределах 500 – 600 человек. Они проживают в городе Сихем (арабское название Наблус) у подножия горы Герезим (Тура бриха – Гора благословения) и рядом с Тель-Авивом - в местечке Холон.

Теории происхождения самарян.

1. Самаряне считают, что они берут свое начало от первосвященника Илии (XIв. до Р.Х.). Ковчег Завета тогда находился в Сихеме (затем в Силоме и Иерусалиме). Таким образом они вовсе не считают, что они отделились от иудеев, но являются истинными хранителями Сихемского культа.

2. Другая точка зрения отражена во IV книге Царств (17:24-34). Согласно этой концепции – самаряне не были изначально иудеями. Это язычники, которые были переселены в Самарию после ассирийского завоевания её Саргоном (722г.). Он переселил людей из Вавилона, Куты, Аввы, Хамата и Сефарваима. Эти данные подтверждаются археологическими находками: в частности – "Анналами" Саргона (в них сообщается точное количество израильтян переселённых на восток – 27290 человек). Скорее всего переселение затрагивало аристократию. В иудаизме придерживаются именно этой концепции. В Талмуде самаряне названы "кутим", т.е. жители Куты (области в Ассирии).

3. В тоже время, во II книге Паралипоменон (когда говорится о времени после ассирийского пленения, времени Иезекии и Иосии) упоминаются северные израильские племена, что опять же свидетельствует, что они продолжали существовать на своих землях, более того, эти племена принимают участие в праздновании Пасхи, принося свои жертвы в храм. Раскол, вероятно, происходит позже – по возвращении иудеев из Вавилонского плена: Зарубавель и другие члены общины отклонили просьбу самарян об участии в строительстве Храма. Ездра запретил браки с иноплеменницами, в их число входили и самаряне.

Окончательно отпадение от иудаизма самарян произошло тогда, когда они построили собственный храм на горе Герезим. Об этом повествует Иосиф Флавий в "Иудейских древностях" (XI глава). Последний персидский царь Дарий Кодоман (336-330гг.) послал в Самарию сатрапа кутейца Санабаллета, последний, желая завязать добрые отношения с самарянами, решил выдать свою дочь – Никассо за Менаше, брата иудейского первосвященника Ядуйи, но этому браку воспротивились иудейские старейшины и потребовали, чтобы Менаше либо отправил свою жену обратно в Самарию, либо отказался по крайней мере от священства. Менаше пожаловался своему влиятельному тестю. Он пообещал сделать Менаше первосвященником в Самарии. Санабаллет построил самарянам храм на горе Герезим очень похожим на Иерусалимский.

К IIIв. противостояние между иудеями и самарянами весьма значительно, о чём свидетельствует следующая цитата: "Двумя народами гнушается душа моя, а третий не есть народ: это сидящие на горе Сеир, Филистимляне и глупый народ, живущий в Сикимах" (Сирах 50:27-28).

Самаряне не участвовали в восстании Хасмонеев, а в правление Иоанна I Гиркана вошли в союз с нееврейскими городами против Хасмонеев. В наказание за это был разрушен храм в 129г. Иоанном Гирканом, присоединившим Самарию к Иудее. Во время восстания Бар-Кохбы на горе Герезим укрепились самаряне, разбив их, император Адриан построил на горе храм Зевсу. В IIIв. на самарян обрушились гонения – они не были признаны евреями, им запретили производить обрезание и принуждали участвовать в языческих жертвоприношениях. В правление Юлиана Отступника самаряне участвовали в антихристианских бунтах, разрушили храм Зевса. В промежутке между 379 и 395гг. у подножия горы самаряне построили синагогу. За попытку самарян восстать в 484г. император Зенон уничтожил постройку, её место заняла церковь Богородицы. В правление Анастасия вновь подавлялось восстание самарян. В 529г. новое крупное восстание, охватившее самарян и вне Самарии. В период мятежа на самарянский трон восходили два царя: в 484г. Юстус, в 529г. Юлианус.

В период завоеваний арабами Палестины самаряне помогали овладеть ею. В 1242г. тамплиеры уничтожил все нехристианское население Самарии. В период турецкого владычества общины вне Сихема прекратили своё существование, тогда же умер последний первосвященник из династии когенов, с тех пор существуют только священники-левиты.

После образования государства Израиль в Холоне был основан самарянский центр.

На горе Герезим самаряне поныне отмечают главные праздники и совершают пасхальное жертвоприношение.

Древнейшие манускрипты.

Старейшая из известных нам датированных рукописей СП относится к 1167г., хотя некоторые учёные указывают на сохранившуюся страницу из книги Бытия, написанную в IXв. или раньше. Издание Садака, как утверждается издателями, основывается на рукописи XIв.. Свиток Абиша, видимо, происходит из XII или XIIIв.. Существуют рукописи значительного объёма 1205, 1218 и 1227гг. Более поздние уцелевшие рукописи датируются почти всеми временными периодами без значительных пробелов.

Фрагменты одной из рукописей СП, признанной А. Талем как "самая важная рукопись, известная нашему поколению", хранится в Российской национальной библиотеке под шифром "Фирк. Сам. II, 179, Сам. II, 178.2, Сам. II, 178.3". Кроме древнееврейского текста в правом столбце, она содержит также арамейский перевод в среднем столбце и древнейшую самарянскую адаптацию арабского перевода Пятикнижия, выполненного Саадией ал-Файюми (892-942гг.), в левом столбце. Основная часть рукописи находится в Британской библиотеке.

Типографские издания самарянского Пятикнижия.

Похожие материалы

Информация о работе