Исторический процесс и будущее человечества, страница 9

299

большей степени становится тунеядство, а в среде рабов появляется интеллектуально развитый слой, не уступающий в этом отношении труженикам из свободного населения, особенно земледельческого. Экономический кризис, углубляясь, переходит в социальный, волнения рабов все чаще перерастают в восстания. Но главной силой, окончательно разрушившей исчерпавшее свои возможности рабовладельческое общество, были не рабы, а свободные ремесленники и землевладельцы. Рабство изжило себя, ибо для повышения эффективности труда, как земледельческого, так и ремесленного, требовалось уже не "живое орудие", а самостоятельно организующий свою работу индивид.

*         *        *

Феодализм возникает из разложения не только рабовладельческого общества, но и общинно-родового строя у варваров, завоевавших государства античного или азиатского типа. Под влиянием этих более развитых обществ ускоряется распад родовых связей, усиливается социальное расслоение, формируются различные сословия. По сравнению с предшествующими формациями, эта историческая ступень открывает больший простор для развития индивидов, материальной и духовной культуры. На этой ступени происходит дальнейшая специализация труда, обусловленная обособлением ремесла от земледелия, и вместе с тем некоторый возврат к целостному, универсальному труду, ибо крестьянин и ремесленник, производя законченный продукт, выполняли все многообразие связанных с ним видов труда. Технический базис при феодализме покоился на той же качественной основе: господствующей формой рабочего орудия оставалось ручное орудие, а господствующей формой труда - ручной труд. К тому же на первой стадии феодального общества производительные силы отличались большей, чем при рабстве, примитивностью, возвратом к господству натурального хозяйства, снижением уровня культуры. Экономический и культурный подъем происходит лишь на стадии развитого феодализма (в Западной Европе начиная с XI в.).

В силу свойственной ручному труду слитности с его условиями, непосредственной принадлежности работников к этим условиям ему соответствуют отношения личной зависимости. Происшедшая при переходе от рабства к феодализму замена человеческой энергии силами природы (ветра, воды и т.д.), появление новых орудий труда привели к изменению отношений между антагонистическими классами: внеэкономическое принуждение (личная зависимость) из главенствующей формы превратилось в своеобразный механизм обеспечения экономического принуждения. Труд крестьянина "на себя" (на своем

300

наделе) был условием и способом удовлетворения потребностей феодала. Однако, имея свой надел, крестьянин до известной степени принадлежал себе и развивался как относительно свободное существо. Он мог увеличить, благодаря устойчивому разделению труда на необходимый и прибавочный, производительность труда сверх традиционной нормы. Поэтому при феодализме у непосредственных производителей существовала более прямая взаимосвязь способностей и потребностей, чем при рабстве. Конечно, соответствие способностей и потребностей оставалось ограниченным рамками эксплуататорского общества.

Рост производительности ремесленного труда в значительной мере был связан с виртуозностью и профессиональными умениями, заинтересованностью н приобретении знаний, ибо труд при цеховой или кастовой!'! системе смчитался в известной мере деятельностью по призванию. Развитие общей способности к труду у ремесленников обеспечивалось формированием разнообразных способностей в обязательный для них период ученичества. По известной оценке К. Маркса, труд ремесленника был наполовину искусством, наполовину самоцелью. Сочетание в труде замысла, исполнения и управления обусловило развитие его творческих потенций. У ремесленника сохранялся интерес к работе и умелому ее выполнению, он был целиком поглощен ею и относился к ней с рабской преданностью. Сельский труд также развивался в направлении роста содержательности, обобщенности. Замена человека в выполнении энергетической функции труда силами природы, устойчивое разделение труда на прибавочный и необходимый стимулировали рост его производительности. В силу общественных связей внутри земледельческой общины при феодализме в меньшей мере, чем при рабстве, развитие общей способности к труду сдерживалось специализацией труда, развитием частных способностей.

Ручной труд и мелкая частная собственность делали возможным воспроизводство индивида, тождественного либо общине, либо касте, сословию и т.д. Однако, по сравнению с рабством, крепостная зависимость значительно расширила индивидуальность крестьянина и ремесленника. В наибольшей мере развитие личности в этот период происходило в городах. Каждый ремесленник выполняет все относящиеся к его профессии операции традиционным способом при помощи орудия труда, переходящего иногда в течение тысячелетий от одного поколения к другому, и в основном самостоятельно: цеховые законы строго ограничивали число подмастерьев у мастера. Цеховая организация труда исключала возможность появления нового разделения труда - разделения внутри мастерской, это связано с сущностью ручного труда, свойственной

301

ему слитностью, сращенностъю объективных и субъективных условий труда.

С ростом городов развивается товарное производство (а вместе с ним и купечество), однако оно не является определяющим. Преобладает натуральное хозяйство с присущим ему простым воспроизводством и ориентацией на потребительную стоимость, вассальной и корпоративной зависимостью. Наряду с "вертикальными" отношениями господства и подчинения существовали "горизонтальные" отношения корпоративного типа (сельские общины и городские коммуны, союзы городов, курии вассалов, монашеские и рыцарские ордена, купеческие гильдии, ремесленные цехи и т.д.). Включение индивида в "горизонтальную" связь с членами корпорации формировало у него сознание равенства и необходимости взаимного уважения прав.