Исторический процесс и будущее человечества, страница 12

Роль постиндустриального производства аналогична роли мануфактурного производства, подготовившего переход общества к собственно капитализму, т.е. капитализму, развивающемуся на своей

306

экономической и технической основе. В отличие от прежнего индустриального типа производства, связанного с созданием и потреблением   вещественного   продукта,   постиндустриальное производство   связано   также   с   созданием   и   потреблением невещественных,  информационных ресурсов, обслуживающих производственный    процесс.    Производство    и    потребление информационных технологий, с одной стороны, подрывает прежнюю субстанцию стоимости (и денег) - абстрактный труд (ибо способствует росту непропорциональности между вещественными продуктами производства и затратами усредненного труда, измеряемого рабочим временем), с другой - создает предпосылки для формирования новой субстанции стоимости, что свидетельствует о прогрессе человечества, происходящем на основе изменения сущности труда. Как известно, рост сложности индустриальною (комбинированного) труда происходит преимущественно через совершенствование выполнения каждым индивидом отдельной операции в ритме, заданном машиной. В то время как труд каждого индивида, включенного в совокупный процесс, упрощается (сводится к виртуозному выполнению одной операции), совокупный,  или комбинированный, труд, обладающий всеми производственными качествами в одинаковой степени виртуозности, усложняется. Причем это усложнение во многом связано с быстрым развитием инженерно-технического труда, в котором выражается целостность труда, его интегрирующий момент. Таким образом, главная тенденция развития индустриального общества - непрерывное совершенствование комбинированного труда за счет сохранения в нем ведущей   роли   частичного,  узкоспециализированного   труда, превращающего    рабочего    в    "винтик"    машины.    Труд    в постиндустриальном производстве в существенной мере зависит от индивидуальности человека, степени развития его сущностных сил. Поэтому современный капитал все больше апеллирует к индивиду как личности, развитие которой при этом подчинено потребности современного производства в многосторонне развитом индивиде, становящемся главным фактором роста экономической эффективности. Это означает по существу, что "взрываются" те "мины", которые заложены в способе производства, основанном на абстрактном труде. Последний все больше вытесняется непосредственно общественным трудом в силу растущего международного разделения труда, его обобществления и интеграции. Тем самым создаются материальные предпосылки, необходимые для превращения труда во всеобщий труд, достигающий научного господства над природой.

307

По мере становления и развития капиталистического способа производства формируется и новый тип духовной культуры, ядро которой составляет экономическое, политическое и правовое сознание Выдвижение этих форм общественного сознания на первый план обусловлено тем, что внеэкономическое принуждение к труду заменяется экономическим и экономические отношения выступают в своем непосредственном виде, а целью производства становится извлечение наибольшей прибыли. Каждой стадии капитализма соответствует определенная форма экономического мышления и соответствующие ей политическое и правовое сознание, которые, как показал впервые Маркс, а вслед за ним в новых условиях показал Дж. Кейнс, не могут быть выведены  из  самих  себя.   Современная   форма  буржуазного экономического мышления в большей мере опирается на экономическую теорию Маркса, о чем свидетельствует глубокая заинтересованность предпринимателей и ученых в хорошем знании и практическом использовании всего позитивного, что содержится в "Капитале" и "Экономических рукописях" Маркса. Это объясняется природой и структурой постиндустриального производства, которое все больше ориентируется на целостную личность.

*          *          *

Коммунистическая формация - наивысшая ступень исторического процесса. По Марксу, в первой, низшей, фазе коммунистическое общество во всех отношениях (в экономическом, нравственном и умственном) несет еще отпечаток старого общества, из недр которого оно вышло. Но поскольку средства производства становятся общей собственностью, слово "коммунизм" применимо и к ней, если не забывать, что это не вполне зрелый коммунизм. Переход средств производства в общественную собственность, т.е. присвоение каждым индивидом всей совокупности производительных сил, а не только отдельного средства труда, и экспроприация капиталистов открывают возможность для гигантского развития производительных сил общества, но при этом сохраняется один из важнейших источников социального неравенства - существенное различие умственного и физического труда, а вместе с ним - "узкий горизонт" буржуазного права. Следовательно, равенство при социализме имеет еще частично формальный характер: это равенство по отношению к средствам производства. Полное и фактическое равенство означает осуществление принципа "от каждого - по способностям, каждому -по   потребностям".   Но   оно   предполагает   создание   новых производительных сил, исчезновение социального деления на умственный и физический труд, превращение труда в первую жизненную

308

потребность, индивидуализацию труда и собственности.

Коммунистическое   общество   -   высшая   цель   и   форма общественного развития - основано на всеобщем непосредственно

общественном труде. Его формирование невозможно без прохождения обществом ступени абстрактного, опосредованно общественного, труда, являющегося эффективным средством его развития. Поэтому механизм усреднения труда, объединения его разнородных видов, выработки единой социальной связи, экономической общности в какой-то новой форме

должен существовать и при социализме. Как известно, в "Критике