Исторический процесс и будущее человечества, страница 6

Ареалы  новых формаций никогда не охватывали сразу большинство стран земного шара, в результате по мере эволюции человечества, перехода от формации к формации значительное число государств оказывалось в стороне от магистрали общественного прогресса, в зонах вторичных и третичных моделей, обладая разного рода переходными или промежуточными экономическими, политическими и социальными структурами. Это означало, что в масштабах мира разные страны и народы (или даже части народов) постоянно сосуществовали друг с другом, живя как бы в неодинаковых исторических временных измерениях.   Различают   синхроническое   (одновременное)   и диахроническое (историческое) многообразие индивидов, групп, сообществ, цивилизаций, формаций. При этом первый тип многообразия является результатом второго, который в свою очередь опирается на существующее в данный момент разнообразие индивидов и их общностей. Одна из характерных черт современного мира - его необычайное многообразие, многоликость. Мировое сообщество пополнилось за

292

последние десятилетия большим числом молодых суверенных государств. Существенно усложнилась и картина формационного развития: человечество еще не знало такого многоцветия палитры государств, не только принадлежащих к различным формациям, но и находящихся на неодинаковых уровнях, фазах одной и той же формации. Нарастает тенденция многовариантности общественного развития.

11.3. Основные ступени исторического процесса

Первобытно-общинная формация - первая ступень развития сформировавшегося общества (от завершения социогенеза до начала становления классов и государства). В развитии первобытного человека выделяют две основные стадии: дикость и варварство. Они различаются степенью развития сущностных сил (природных и социальных), что нашло выражение в характере труда и его производительности, природе собственности, духовной культуре, в первую очередь в мировоззрении. На стадии дикости люди производили простейшие орудия труда и с их помощью присваивали средства к жизни, в силу чего их образ жизни часто называют присваивающим. Основными способами добывание пищи были охота, собирательство, рыболовство. Разделение труда существовало лишь между полами.

По сравнению с современным человеком, собиратель и охотник были знатоками природы, что способствовало выработке ими все более разнообразного и гибкого поведения. Согласно антропологическим исследованиям корни успеха собирателей и охотников лежат в неизменно возраставшей способности к объединению усилий, укреплению общественного образа жизни в составе кочевого племени, включавшего несколько семей (до 50 человек). Для эпохи дикости лук и стрела были решающим орудием. На первой стадии обмен мог происходить лишь случайно и только внутри племени (так, особое искусство в изготовлении оружия и орудий могло вести к временному разделению труда и обмену). Знания и навыки редко выходили за рамки одного племени, а внутри его передавались от поколения к поколению преимущественно в устной форме. С гибелью вождя племени утрачивались наиболее ценные знания и умения. Многие их них приходилось осваивать заново. Из-за нехватки подлинного, основанного на опыте, знания человек прибегал к сверхъестественным объяснениям, мифам и магии. Мифология как способ объяснения природной и социальной действительности доминирует в духовной культуре первобытного общества и включает в себя зачатки не только религии, но и философии, искусства.

293

Для второй стадии характерным является приручение и разведение животных и возделывание растений, в первую очередь злаков. При этом вследствие различия природных условий на востоке (так называемый "Старый свет") начинают с приручения животных, на западе - с возделывания съедобных растений. Поэтому восточный материк обладал почти всеми поддающимися приручению животными и всеми пригодными для разведения видами злаков, кроме одного; западный же материк, Америка, из всех поддающихся приручению млекопитающих -только ламой, до и то лишь в одной части юга, а из всех культурных злаков только одним, но зато наилучшим - маисом. Приручение и разведение скота, образование крупных стад вело к пастушеской жизни, характеризующейся новыми средствами к жизни и большей избыточностью труда. Это привело к первому общественному разделению труда - отделению скотоводства от земледелия и сделало возможным регулярный обмен между племенами. Скот стал товаром, посредством которого оценивались все другие товары, и приобрел функцию денег. Весь избыток, который давало скотоводство, принадлежал мужчине, что обусловило его господство в доме, самостоятельность семьи и обеспечило переход от матриархата к патриархату.

Если на первой стадии первобытно-общинной формации человек при помощи созданных им орудий лишь присваивал средства к жизни, которые находил в готовом виде в природе, то с развитием земледелия и скотоводства, взяв под свой контроль определенные природные процессы, он начал их производить. В результате от распределения в соответствии с полом и возрастом (мужчины, нуждающиеся в большем количестве пищи, чем женщины, старики и дети, получали большие доли продукта)

стали переходить к трудовому способу распределения, что привело к формированию   обобществленной  (семейной)   собственности, противопоставлению семьи роду. Обрабатываемая земля (зерно сначала производилось пастушескими племенами для скота, затем оно становится пищей и для человека) передается в пользование вначале роду, потом домашним общинам и, наконец, отдельным лицам. В сфере изготовления орудий труда особо важное значение приобрели плавка металлических руд и обработка металлов, самыми важными из которых были медь и олово, а также выплавляемая из них бронза. Применение наряду с механическими более сложных физических, химических и других свойств вещей способствовало значительному росту сущностных сил человека и, соответственно, изменению качества и количества труда, его дифференциации и специализации. Изготовление кремниевого топора требовало нескольких месяцев напряженного труда, из меди или бронзы

294