Исторический процесс и будущее человечества, страница 15

313

создает угрозу гибели человечества, конца человеческой цивилизации На конференции в Рио-де-Жанейро премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд заявила, что "более миллиарда человек, не могущих сегодня удовлетворить свои основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требуют революции. Она грядет" . Кризис мировой цивилизации имеет своей основой социально-биологический кризис, вызванный несоответствием происходящих в мире социальных изменений и биологической основы человека и общества. В целом предыстория человечества связана с недостаточной адекватностью социальных условий существования генетически обусловленным возможностям биологии человека. Социальный прогресс до настоящего времени осуществлялся в значительной мере за счет ее перенапряжения, порождающего рост сердечно-сосудистых, нервно-психических и других заболеваний, стрессовых состояний. Хотя социальный прогресс привел к заметному увеличению средней продолжительности жизни, она все еще намного ниже генетической нормы. Развитие производительных сил, создание принципиально новой технологии, автоматизация производства, коренная перестройка общественных отношений, устранение эксплуатации и войн из жизни народов позволят решать проблемы социального прогресса не за счет перенапряжения биологических сил человека, а посредством прогресса науки и техники, рациональной организации труда. Наиболее богатая и многогранная социальная жизнь возможна на основе оптимальной интенсивности биологической жизнедеятельности, а не предельной, максимальной. Разрешение социально-биологического кризиса, лежащего в основе кризиса современной цивилизации, связано с коренным переустройством общества, включающим цепь радикальных реформ, преобразующих все сферы   общественной   жизни  -   экономическую,   социальную, политическую, духовную. Такое преобразование требует предельно объективного подхода к пониманию сущности, объективных законов и критериев общественного развития.

Стратегия               Глубоко переломный характер современной эпохи развития                заключается в становлении предпосылок новой, в XXI в.                   более сложной социальной реальности, для которой производство собственно социального субстрата, т.е. общественного индивида превратится в самоцель. С созданием этих предпосылок завершится тот период человеческой истории, в котором человек действовал преимущественно как живое существо (телесный организм), осуществляющее мускульную и мыслительную деятельность,

314

Одним из крупнейших открытий Маркса является предсказанное им возникновение всеобщего, или научного, труда, элементы которого зарождались уже в XIX в. Всеобщий, научный труд Маркс противопоставлял физическому труду, который всегда выступает как частичный труд, связанный с "совокупным рабочим", в отличие от труда в науке, имеющего всеобщий характер. По Марксу, всеобщий труд - это, во-первых, кооперированный труд; во-вторых, труд, в котором использован, аккумулирован весь предшествующий опыт. В будущем непосредственный физический труд перестанет быть главной основой общественного производства, в качестве которой выступит всеобщий, научный труд. "В этом превращении в качестве главной основы производства и богатства выступает не непосредственный труд, выполняемый самим человеком, и не время, в течение которого он работает, а присвоение его собственной всеобщей производительной силы, его понимание природы и господства над ней в результате его бытия в качестве общественного организма, одним словом - развитие общественного индивида" '5|.

Однако суть дела заключается в том, что, по Марксу, научный труд будущего - это не труд в науке, не умственный труд как таковой, а материальный труд, утративший свой прошлый частичный, разделенный, специализированный характер и ставший универсальным, всеобщим трудом. Такой труд является непосредственным воплощением результатов науки, т.е. онаученным трудом, и приводит в действие колоссальнейшие силы природы, которые становятся основным источником общественного богатства. Ведущую роль в новом историческом типе труда играет высокоразвитая общая творческая способность к труду, выражающая универсальную, всеобщую природу человека. Хотя такой труд будет иметь, очевидно, и какой -то специализированный компонент, в основном исполнительские функции перейдут к автоматизированной системе машин. Всеобщий труд связан с универсальным, всесторонне развитым, целостным человеком и в будущем совпадет с его универсальной сущностью.

Другое крупнейшее открытие Маркса, не понятое многими современными отечественными и зарубежными марксистами, состоит в том, что с появлением всеобщего труда, связанного с гигантской производительностью, исчезнет соответствие, пропорциональность между вещественным богатством (совокупностью потребительных стоимостей), производимым обществом, и стоимостью, абстрактным трудом, которое (соответствие) лежит в основе существования товарного производства. С исчезновением такого соответствия исчезнет и товарное

315

производство, с которым связана предыстория общества. Исчезновение стоимости как мерила общественного богатства и развития индивидов и зарождение всеобщего труда Маркс считал важнейшими предпосылками появления социализма и коммунизма.

Коренной особенностью постиндустриального периода развития общества является постепенное формирование всеобщего, или научного труда, изживающего социальное разделение труда на умственный и физический, а тем самым и стоимость.

Всеобщий труд       Всеобщий труд,  очевидно,  выступает в и пострыночная     исторически       конкретных       формах.