Исторический процесс и будущее человечества, страница 10

Религия при феодализме выступает в качестве "наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции" социального порядка: философия, право, мораль, искусство, литература, образование пронизаны религиозным мировоззрением. Средневековье стерло с лица земли древнюю цивилизацию, философию, политику, право; образование приняло преимущественно богословский характер. Наряду с усилившимся антагонизмом между физическим и умственным трудом развивался антагонизм в сфере сознания: между зарождающейся наукой и религией. Схоластика сковывала мысль, невежество и аскетизм были возведены в критерий нравственности и прославлялись искусством. Интеллектуальная жизнь в целом развивалась в направлении, чуждом материальному производству. Духовенство монополизирует идеологическую жизнь общества, контролирует все отрасли духовного производства, подчиняя его интересам церкви и господствующего класса, частью которого она является. Возникнув на первоначальной ступени человеческой истории в качестве средств защиты от "таинственных" сил природы, перед которыми человек был бессилен, религия в классовом обществе выступает как духовная опора мира, построенного на социальном неравенстве и гнете, как один из важнейших инструментов утверждения в обществе идей господствующего класса. Поэтому в фантастических образах она все в большей мере стремится отразить таинственные силы истории, человеческой природы.

Первоначальное накопление является исходным пунктом капиталистического производства, его предысторией, а не результатом. Оно есть не что иное, как исторический процесс отделения производителя от средств производства, экспроприации у народных масс, в первую очередь у крестьян, земли, жизненных средств, орудий труда, превращение

302

их в наемных рабочих и, соответственно, превращение феодальной эксплуатации в капиталистическую. Зачатки капиталистического производства спорадически встречаются в ХIV-ХV вв., но начало капиталистической эры относится к XVI в.

*         *         *

В капиталистической формации развитие человеческой сущности связано с тремя стадиями: домонополистической, или доиндустриальной, монополистической, или индустриальной, современной, или постиндустриальной. На первой стадии посредством мануфактуры создается собственно капиталистическая экономическая и техническая основа и соответствующая духовная культура. Мануфактура характеризуется разделением труда внутри мастерской, которое отличается от разделения труда внутри "не только по степени, но и по существу" (Маркс). Если первое опосредуется куплей и продажей продуктов различных отраслей труда, то второе - продажей различных рабочих сил одному и тому же капиталисту, использующему их как совокупную рабочую силу. Отделяя замысел и управление от исполнителя, мануфактура разрушат целостность процесса труда: каждый рабочий приспосабливается к выполнению одной частичной функции и меньше наслаждаете я трудом как игрой физических и интеллектуальных сил. Она развивает рабочие силы, по самой своей природе пригодные лишь к односторонним специфическим функциям; рабочие в ней делятся сообразно их преобладающим способностям. Привычка к выполнению односторонней функции позволяла действовать им с инстинктивной уверенностью, а связь совокупного механизма - с регулярностью отдельной части машины. Мануфактурное разделение труда, основу которого образуют природные особенности рабочих, привело к значительному повышению производительности труда вследствие, во-первых, кооперации, которая порождает новую, массовую по своей сущности, производительную силу, функционирующую как средняя рабочая сила; во-вторых - виртуозного исполнения каждой операции частичным рабочим; в-третьих - пригнанности инструментов к особым функциям. Тем самым оно создает одну из материальных предпосылок машины, представляющей собой комбинацию многих простых инструментов. Односторонность и даже неполноценность частичного рабочего становятся его достоинством, коль скоро он выступает как орган совокупного рабочего, обладающего всеми производственными качествами в одинаковой степени виртуозности.

Применяя одновременно многих рабочих в одном и том же процессе труда, капиталист приводит в движение средний общественный,

303

или абстрактный, труд. Этот одинаковый для всех труд, преимущественно физический, образует субстанцию стоимости, кристаллами которой выступают продукты труда. Мануфактура вынуждает каждого частичного рабочего расходовать на свою функцию лишь необходимое время, ибо результат труда одного образует исходный пункт труда другого. Однако вплоть до эпохи крупной промышленности капиталисту не удавалось подчинить себе то рабочее время, каким располагал мануфактурный рабочий. Это становится возможным тогда, когда коренным образом меняется сущность труда. С этого момента самый труд полностью обособляется от средств производства и противопоставляется им. Капиталист присваивает не рабочего, а его труд, причем он присваивает его не непосредственно, а посредством обмена. То есть условием производства для капитала выступает не сам рабочий, а его способность к труду. Для рабочего способность к труду, или рабочая сила, есть его собственность, к которой он относится как субъект, а для капиталиста - она стоимость, обладающая своеобразной потребительной стоимостью. Разрушая общинные, сословные, кастовые отношения, капитализм ставит на их место безличные отношения безразличных друг другу индивидов - вещные отношения, при которых товаром становится сама рабочая сила, способная создавать прибавочную стоимость.