Исторический процесс и будущее человечества, страница 4

История общества, следовательно, есть не простая смена поколений, а процесс обогащения, усложнения сущностных сил человека, наполнения их все более богатым содержанием. Благодаря этому каждый последующий шаг исторического действия становится более эффективным, мощным, что и обусловливает ускоренное развитие общества. Усложнение средств труда есть следствие развития богатства человеческой природы, а не его причина. Чем сложнее техника, тем больше опыта, знаний, искусства работника аккумулировано в ней. Поэтому усложнение сущностных сил человека вызывается накоплением не только живого, но и овеществленного труда - используемых в нем средств труда. Повышение производительности труда невозможно без постоянного возрастания способностей человека и совершенствования средств труда.

Пятой закономерностью истории как развития человеческой сущности является возрастание от формации к формации степени индивидуализации сущностных сил человека. Будучи родовыми свойствами, они непосредственно принадлежат индивидам, а не коллективам людей и в этом смысле всегда имеют индивидуальный характер. В "Капитале" Маркс описывает индивидуальный труд,

287

индивидуальное потребление, индивидуальную рабочую силу, индивидуальную стоимость и т.д. Он показывает, что производство стоимости, субстанцией которой является абстрактный труд. осуществляется отдельным индивидом, противостоящим в качестве наемного рабочего капиталу. Однако это "частный" индивид, который "живет какой-то одной частью своей сущности" в силу того, что его труд не имеет целостного характера. Исторический процесс, таким образом, выступает с одной из важнейших сторон как процесс развития индивида, процесс индивидуализации его сущностных сил. Общественная история и есть история индивидуального развития людей, но в антагонистических формациях она обеспечивается и осуществляется "ценой колоссального расточения сил отдельного индивидуума" (Маркс).

Закономерности развития сущностных сил человека раскрывают внутренний механизм общественного развития, который выражается в соотношении производительных сил и производственных отношений, экономического базиса и надстройки. От уровня реализации и развития способностей и потребностей зависят тип труда, его разделение и кооперация, а также порождаемая им социально-экономическая структура общества в целом с соответствующей ей духовной культурой. Существование общих закономерностей развития сущности человека и истории есть следствие ее единства. Последнее выражается прежде всего в трех взаимосвязанных сущностных моментах: труде, собственности, мышлении, при примате первого. Свобода, в которой иногда усматривают главный сущностный признак человека, зависит в первую очередь от содержания труда. Пока труд диктуется нуждой, не свободен от физических потребностей людей и в большей мере направлен на их удовлетворение, об истинной свободе не может быть и речи. Только тогда, когда он будет направлен непосредственно на развитие каждого индивида (а не меньшей их части), их индивидуальности во всем ее богатстве, произойдет скачок из "царства необходимости в царство свободы".

Труд как самовозрастающий процесс является основой социального прогресса вообще, нравственного, политического, духовного в частности. Социальный прогресс осуществляется не автоматически, фатально, а творится, производится человечеством в процессе труда. Будучи существами деятельными, производящими, индивиды творят бытие, которого ранее не было. Создавая новые формы общественного бытия, новые объекты "второй природы", человечество в ходе социального прогресса создает и новые законы природного и общественного бытия на основе всеобщих и общесоциологических законов. Хотя появление нового первоначально происходит нередко в

288

стихийной форме, в основе исторического процесса лежит не
случайность, а необходимость, или историческая закономерность: он
осуществляется индивидами в соответствии с логикой, законами развития
природы и их собственной универсальной сущности.
Критерий                В философии термин "критерий" употребляется в исторического     трех смыслах: показатель, мерило (средство прогресса               проверки), существенный признак (признаки).

Критерий социального прогресса   имеет сложный комплексный характер, ибо охватывает все основные стороны, сферы общественного развития. Каждой сфере общественной жизни, в свою очередь, свойствен свой критерий развития, включенный в подчиненном виде в состав комплексного критерия. Последний представляет собой поэтому целостную систему частных критериев, каждый их которых имеет свой "вес", определяемый на основе действительной роли каждой стороны в системе общественной жизни. Главным, высшим критерием социального прогресса является уровень развития производительных сил. Современная эпоха особенно подчеркивает его ведущую роль в составе целостного комплексного критерия социального развития. Это обусловлено происходящей революцией в производительных силах.

Высший критерий имеет две стороны: количественную и качественную. С количественной стороны уровень развития производительных сил характеризуется уровнем производительности труда, с качественной - коренным усложнением производительных сил, т.е. техники и самого человека, что требует, в свою очередь, определения критериев усложнения этих двух элементов как таковых. Поэтому в основе социального прогресса вообще, современного этапа в частности лежит уровень развития сущностных сил человека, в первую очередь, производительных сил людей. Ступени развития общества - это ступени развития способностей и потребностей индивидов. Такой подход к социальному прогрессу в прошлом не нашел достаточно полного выражения в стратегии развития индустриального общества. Коренные недостатки его связаны с недооценкой человеческого фактора, развития сущностных сил человека.

Комплексный критерий социального прогресса прежде всего выражает, насколько социальный прогресс обеспечивает развитие человека (его способностей, потребностей, их удовлетворение), уровня и качества жизни. Это и является конечной сутью критерия исторического прогресса, который необходимо, таким образом, доводить до выяснения содержания, характера и уровня развития этих сущностных сил, ибо