Исторический процесс и будущее человечества, страница 18

Закон тенденции понижения нормы прибыли стимулирует экономию труда, научно-технический прогресс через снижение цен, нормы прибыли. Как показал Маркс, этот закон, выражающий действие общего закона стоимости, заставляет капиталистов снижать цены на продукты производства и ведет к увеличению суммы присваиваемой прибавочной стоимости. В условиях товарного производства, основанного на социалистических принципах, только под контролем закона тенденции понижения нормы прибыли возникает нормальное стимулирование экономического роста и научно-технический прогресс приобретает естественный характер. Это сделает возможным достижение адекватного, хотя далеко не полного по сравнению с коммунизмом, соответствия способностей и потребностей. Отсутствие эксплуатации и рост производительности труда позволяют удовлетворять потребности индивидов в зависимости от развития способностей и тем самым внести новый принцип социальной справедливости - социалистическую справедливость: чем больше в процессе труда реализуются и развиваются способности, тем больше возвышаются и удовлетворяются потребности. При этом связь их опосредуется товарно-денежными отношениями, результатами труда, измеряемыми в стоимостной форме. Введение экономически обоснованной зависимости удовлетворения потребностей от количества и качества труда, создание хозяйственного механизма на основе многообразия форм собственности в свою очередь явится мощным стимулом развития труда и НТП.

Труд "на себя" приобретает глубокое социальное содержание и значимость лишь тогда, когда он связан с трудом "на других", подчинен ему. Концепция современного социализма поэтому должна раскрыть принцип распределения по труду как содержащий в себе в подчиненном виде закон стоимости. Только учитывая действие новой формы закона стоимости, можно решить проблему распределения по труду, воплотить в жизнь подлинно социалистическую справедливость, которая антагонистически не противоречит закону стоимости, подчиненному интересам развития каждого индивида и общества в целом. Деформация основного принципа социализма была вызвана прежде всего тем, что этот принцип рассматривался как абсолютно противостоящий закону стоимости, как полное его отрицание.

Подлинно социалистическое общество создает предпосылки для превращения труда из первой жизненной необходимости в первую жизненную потребность, привычку трудиться на общую пользу. Но это не означает, что труд при коммунизме перестанет быть жизненной необходимостью. Диалектика соединения необходимости в труде с

321

потребностью в нем - одна из ключевых черт коммунизма. По-видимому, при коммунизме исчезнет прямая зависимость удовлетворения потребностей от количества и качества труда, но сохранится в общественно необходимой форме учет личного вклада каждого индивида Стимулирование в зависимости от количества и качества труда будет осуществляться, очевидно, посредством предоставления индивиду таких возможностей в труде, которые он заслуживает благодаря своим способностям. Стимулирование трудом, вероятно, сохранится с сфере развития способностей.

В собственно коммунизме коренным образом изменится соотношение общей и частных способностей, которые приобретут большую универсальность. В нем произойдет совпадение способности к труду вообще со способностями к конкретным видам труда, т.е. будет достигнуто единство природы способности к труду и ее выражения. Однако это совпадение не является абсолютным. Конкретный труд, становясь все более универсальным, не утратит своей специфичности. Поэтому совпадение сути труда с его проявлениями не исключает противоречия между ними. Всеобщий, научный труд, развиваясь, всегда будет выражен в конкретных формах.

Основное содержание и смысл человеческого существования в обществе, организованном на действительно человеческих началах, -"развитие богатства человеческой природы как самоцель" (Маркс). С этого момента исторический процесс становится выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовавшего исторического развития, делающего необходимым развитие всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу.

Не вызывает сомнения, что грядущий XXI век станет временем, когда происходящие сейчас сдвиги приобретут более яркий и радикальный характер, временем перехода к социализму в мировом масштабе. Только коренное изменение способа существования цивилизации, переход к плановому ведению хозяйства на Земле может предотвратить наступление катастрофы. У нас еще есть время, но это время сокращается как шагреневая кожа.

Кризис или триумф материализма?

Как уже отмечалось, материалистическое понимание истории, а вместе с ним научный материализм и марксизм в целом встретились с самой серьезной трудностью, с какой они когда-либо сталкивались с

322

момента создания их Марксом и Энгельсом. Эта трудность связана с тем, что физический труд в современном постиндустриальном обществе непрерывно сокращается и перестает быть главной производительной Силой его место все в большей степени занимает умственный труд.

Глубинной стороной происходящих в производстве изменений является постепенное формирование всеобщего труда. Преобладающее значение в таком труде будут иметь общая универсальная способность к труду и наиболее универсальные приемы труда или операции, которые могут безболезненно переноситься из одних видов труда будущего в другие. По-видимому, непосредственной основой (или одной из них) разделения всеобщего труда окажется индивидуальный труд, индивид. Во всеобщем труде существует, очевидно, специфическое разделение труда, не связанное с тем разделением человеческой сущности, которая характерна для разделения труда на умственный и физический.

Всеобщий труд вызывает к жизни новые тенденции, далеко не понятые нами. Поскольку этот труд имеет зачаточный, неразвитый характер, мы не в состоянии адекватно схватить, осознать коренные его особенности как материального процесса. Для осознания новой материальной реальности потребуются также новые сложные формы абстракции, не выработанные еще в современном марксизме. Научный, всеобщий труд есть выражение глубинных сторон человеческой сущности, человеческого бытия, которые во многом еще скрыты от нас. Пока природа всеобщего труда не будет достаточно понята, останутся непонятными и глубинные стороны человеческой сущности и, следовательно, существенные стороны материи, материального.

Переход к подлинной истории общества, связанный со всеобщим трудом как основой истинно человеческого существования, приведет, по-видимому, к созданию нового уровня материалистического понимания истории, научного материализма, марксизма в целом, к утверждению в обществе строго научных представлений о сущности человека и истории.

Подлинный расцвет научного материализма, понимания мира, человеческого бытия и человеческой сущности еще впереди.

323