Исторический процесс и будущее человечества, страница 7

его изготовить значительно легче и быстрее. Но бронза не смогла вытеснить каменные орудия труда.

Рост избыточности труда способствовал становлению раннеклассового общества. Шумерская и египетская цивилизации возникли в меднокаменном веке (в 4 тыс. до н.э.) в междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила, индийская и китайская - в бронзовом веке (в 3 и 2 тыс. до н.э.) в долинах Инда и Хуанхэ. Чаще всего их характеризуют как общество с азиатским способом производства, представляющим собой своеобразную систему земледельческих общин, объединенных государством. Земледельческая община сочетала в себе общую собственность на землю, коллективный труд с зародышем частной собственности в виде дома и приусадебного участка отдельной семьи. Системы земледельческих общин, как правило, возникали в долинах больших рек, где борьба с наводнениями и ирригация были непременными условиями земледелия. Образовавшиеся на этой основе государства, взимая натуральную ренту, присваивали прибавочный продукт и тем самым обеспечивали себе верховную собственность на землю и воду; в их руках сосредоточивалась также и торговля. Дуализм земледельческой общины, ее переходный характер, слабое развитие товарного производства и классовой дифференциации обеспечивали ей высокую жизнеспособность.

Итак, в первобытном обществе труд освободился от примитивной, инстинктивной формы и стал исключительным достоянием человека. Он характеризуется относительной простотой, слабым общественным   разделением, свойственным позднейшим формам, но ему присущи все наиболее общие признаки труда: присвоение вещества природы, изменение его формы, осуществление сознательной цели, овеществление в орудиях труда сущностных сил человека и т.д. Однако эти черты представлены в нем в наиболее абстрактном виде. Маркс в "Капитале" показал, что пока труд малопроизводителен, слабо дифференцирован на конкретные виды, а продукты труда превращаются в товары посредством единичных и случайных актов, всеобщее в нем еще не выражено отчетливо. Всеобщее в начале человеческой истории заключается в общности процесса труда в различных обществах. Труд как актуально единый процесс не охватывает еще общество в целом. Общественный характер труда и собственности (главным объектом которой была земля) играет огромную роль в формировании социальной сущности индивида и общества. Это были не развитые, но целостные, свободные, не подверженные отчуждению люди, с чувством собственного достоинства, прямодушием, бескорыстием, храбростью. Наличие таких качеств

295

Л. Морган и вслед за ним Энгельс объясняют тем, что фундаментом древнего общества был род, основными (хотя и не сформулированными) принципами которого являлись свобода, равенство, братство, труд.

Первобытная общность была сломлена разделением труда, породившим частную собственность, расколовшим общество на враждебные классы, поставившим на место всех физических и духовных чувств человека - чувство обладания.

*          *           *

С эпохи рабства социальный прогресс осуществляется посредством "расщепления" человеческой сущности и в конечном счете - несвободного развития большей части индивидов. Способ существования за счет большинства заключается в том, что действительное существование индивидов как единства их способностей и потребностей разделяется и уродуется: на одном полюсе - большинство, для которых главным является способность производить, на другом -меньшинство, главной целью которого становится удовлетворение собственных потребностей за счет других. Это не означает, что способности и потребности обособляются, отделяются друг от друга абсолютно. Несомненно, что господствующий класс развивает в той или иной мере свои способности, в особенности в духовной деятельности, а угнетенный класс - свои потребности. Общественная сущность индивида и главная ее составляющая - труд - проявляется в отчужденной форме, сдерживавшей развитие индивидуальности.

Коренной особенностью второй ступени исторического процесса, отличающей ее от предшествующей и последующих ступеней, является господство рабского труда и, соответственно, деление людей на людей-индивидов (свободных и рабовладельцев) и людей-вещей (рабов). В истории человечества рабство - это самая грубая, варварская форма эксплуатации человека человеком. Наибольшее развитие рабовладельческий способ производства получил в Китае, Греции и Италии, но он существовал также в Египте, Вавилонии, Персии, Ассирии, Индии. Рабство возникает в период разложения первобытно-общинной формации (средняя ступень варварства). Первое крупное общественное разделение труда наряду с увеличением количества труда, его избыточности, вызвало увеличение количества труда, приходящегося на каждого члена рода или семьи, что породило потребность в применении новой рабочей силы. Ее поставляла война, которую раньше вели прежде всего с целью расширения территории, а теперь - ради грабежа и пополнения рабочей силы: военнопленных чаще всего обращали в рабов. Как отмечает Энгельс, из первого крупного общественного разделения

296

труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса -господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых148. Деление общества на классы вызвано не только отделением скотоводства от земледелия, положившим начало регулярному обмену и частной собственности, но в первую очередь отделением материального труда от духовного. С использованием рабов в качестве рабочей силы собственный труд начинает считаться более позорным, чем война и грабеж. Приобретение богатства посредством грабежа и присвоения труда рабов становится на длительный период одной из важнейших жизненных целей.

Рабство - это "простейшая, наиболее стихийно сложившаяся форма разделения труда" (Энгельс) на материальный и духовный, но создавшая предпосылки для экономического, политического и интеллектуального развития человечества. Необходимость деления индивидов на массу, занятую простым физическим трудом, и немногих привилегированных, которые руководят работами, занимаются торговлей, государственными делами, а позднее также искусством и наукой, вызвана слабым развитием сущностных сил человека, присвоением сил природы, по существу равных физическим возможностям человека. Это обусловило создание орудий труда, почти не отличающихся от производительной силы человека: они практически оставались "орудиями человеческого организма".