Русский анархизм: Бакунин, Кропоткин, Толстой, страница 9

4.2.2.  «В чём моя вера»

Если «Исповедь» описывает внутреннюю борьбу, в ходе которой Толстой сначала вернулся к вере, а потом попытался познать истину, то трактат «В чём моя вера» уже повествует о личном понимании учения Христа Толстым. Исследуя текст Библии и в частности Евангелий, он приходит к выводу, что истинное учение Христа было искажено, как переводом, так и поздними вставками, и богословскими додумками, и теперь т.н. христиане понимают учение превратно и живут не по нему. «Жизнь наша до такой степени удалилась от учения Христа, что самое удаление это становится теперь главной помехой понимания его»[20, с. 205]. Неожиданно для себя Толстой совсем по-новому понимает стихи Мф. 5:38-39: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Толстой утверждает, что многие не уделяют выделенным словам должного внимания, а они являются ключевыми для понимания всего учения Христа. До Христа предлагалось жить по принципу талиона[2] - воздавая злом за зло. Христу такой принцип видится неэффективным. Если отвечать злом на зло, то в этом порочном круге зло будет только приумножаться. Некоторые утверждают, что необходимость отвечать насилием на насилие лежит в природе человека, в отличие от учения Христа. Толстой же доказывает, что это именно насилие противно природе человека, однако существует государственная и общественная машина, «задача которой состоит в том, чтобы разбивать ответственность совершаемых злодейств так, чтобы никто не чувствовал противоестественности этих поступков. Одни пишут законы, другие прилагают их, третьи муштруют людей, воспитывая в них привычки дисциплины, то есть бессмысленного и безответного повиновения, четвёртые – это самые вымуштрованные люди, делают всякого рода насилия, даже убивают людей, не зная зачем и для чего», и данный мир «учреждён людьми для погибели их»[20, с. 157-159].

Фактически переоткрыв для себя Христово учение, Толстой тщательно анализирует Нагорную проповедь (в т.ч. в переводе на другие языки, чтобы избежать всяческих неточностей) и выводит из неё пять основных заповедей Христа:

- быть в мире со всеми, не позволять себе считать другого человека ничтожным или безумным; если нарушен мир, то все силы употребляй на то, чтобы восстановить его. Вместе с тем есть соблазны мира, которые нарушают мир между людьми, и дальнейшие заповеди являются противодействием этим соблазнам:

- против соблазна половых отношений, нарушающего мир: не смотри на красоту плотскую как на потеху; бери муж одну жену и жена – одного мужа, и не покидайте друг друга ни под каким предлогом;

- против мести, называющейся человеческим правосудием: не мсти и не отговаривайся тем, что тебя обидят, - неси обиды, а не делай зла за зло;

- против соблазна клятв, вводящих людей в грех: клятвы – это зло, поэтому не давай никаких обетов;

- против различия народов, вражды племён и государств: знай, что все люди – братья и сыны одного Бога, и не нарушай мира ни с кем во имя народных целей[20, с. 178-213].

«Не исполнят люди одну из этих заповедей – мир будет нарушен. Исполнят люди все заповеди, и царство мира будет на земле»[20, с. 212].

Для счастья человека также существует пять условий:

- связь с природой (жить под открытым небом, при свете солнца, при свежем воздухе; общение с землёй, растениями, животными);

- труд, любимый и свободный, физический, дающий аппетит и крепкий успокаивающий сон;

- семья;

- свободное, любовное общение со всеми разнообразными людьми мира;

- здоровье и безболезненная смерть[20, с. 280-283].

Толстой утверждает, что живущие вразрез с учением Христа, лишаются этого, и в чём-то оказываются подобными заключённым. Они живут вдалеке от природы, слышат только звуки машин и музыкальных инструментов; не получают удовольствия от работы, при том, что трудятся мало и постоянно скучают; даже если у них есть дети, то они зачастую лишены радости общения с ними; они ограничивают круг своего общения, и чем выше место по социальной лестнице, тем круг уже; они болеют, пьют, и в итоге умирают или молодыми, или калеками.