Русский анархизм: Бакунин, Кропоткин, Толстой

Страницы работы

Содержание работы

Министерство науки и образования Украины

Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина

Социологический факультет

Кафедра политологии

Курсовая работа

по теме

Русский анархизм: Бакунин, Кропоткин, Толстой

Студента группы СП-13, 1 курса

дневной формы обучения

Научный руководитель доцент, кандидат политических наук

Харьков – 2013

План

1.  Введение…………………………………………………………………………...3-4

1.1. Определение понятия «анархия»………………………………………….....4-6

1.2. Из истории анархических учений……………………………………………...6

2.   РАЗДЕЛ 1. М.А. Бакунин, «Государственность и анархия»……………………7

2.1. Краткая биография……………………………………………………………...7

2.2. Анализ содержания работы…………………………………………………..7-9

2.3. Социальная революция, её видение Бакуниным…………………….......10-12

3.  РАЗДЕЛ 2. П.А. Кропоткин……………………………………………………….13

3.1. Краткая биография………………………………………..…..…………….....13

3.2. Государство в представлении Кропоткина………………………………13-15

3.3. Учение о взаимопомощи…………………………………………………..15-17

3.4. Анархический коммунизм……………………………………………..….17-18

4.  РАЗДЕЛ 3. Л.Н. Толстой и его «толстовство»………………………………….19

4.1. Почему Толстой?..........................................................................................19

4.2. Анализ содержания ключевых работ Толстого, определивших учение толстовства………………………………………………………….………….19

4.2.1.  «Исповедь»…………………………………………………………...19-21

4.2.2.  «В чём моя вера»……………………………………….…………….21-26

4.2.3.  «Крейцерова соната»…………………………………....…………...26-27

4.3. Общая характеристика толстовского учения…………………………….27-28

5.  РАЗДЕЛ 4. От теории к практике……………………………………………..29-30

6.  РАЗДЕЛ 5. Критика учений русских анархистов……………………………31-36

7.  Заключение. Вывод………………………………………………...…………..37-38

8.  Список литературы…………………………………………………………….39-42

1.  Введение

Объектом данного исследования являются учения трёх виднейших теоретиков русского анархизма – М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина и Л.Н. Толстого. Будут рассмотрены основные отстаиваемые ими идеи, как сугубо политические, так и те этические и экономические, которые позволяют лучше понять авторов и их стремление к анархии.

Основные цели данной работы – анализ анархических учений и попытка оценить их прикладное значение, в том числе и возможность реализации подобных проектов в XXI веке.

Актуальность исследования анархизма заключается в следующем. В результате экономических и политических кризисов современности снижается доверие к властям, возникает законный вопрос о необходимости существования властей, которые не справляются с возложенными на них обязанностями. Ввиду широкого доступа к образованию и информации должны возрастать ответственность и самостоятельность населения, что снижает нужду в государственной опеке. Что же касается воплощения идеалов анархии в реальность, то на данный момент существует как минимум одно государство (?), общественно-политический строй которого исследователи характеризуют как анархический – Сомали. За последние 20 лет в Сомали исследователи наблюдают определённые успехи в развитии, причём как в отношении технического прогресса (уровень обеспеченности сотовой связью и Интернетом), так и в социальном (Сомали по уровню детской смертности среди 41 страны к югу от Сахары сдвинулось с 37 на 17-е место[1]), и это в условиях распада государства[1].

Теоретико-методологической основой данного исследования является чтение источников (печатные издания работ анархистов) и дополнительной литературы.

Работа состоит из данного введения, вывода и пяти разделов. В первых трёх разделах рассматриваются работы каждого из исследуемых теоретиков. В четвёртом разделе приведены исторические сведения о попытках анархистов воплотить свои проекты. В пятом разделе приводится авторская критика учений анархистов и связанные с ними проблемы, препятствующие их осуществлению. Ввиду того, что по ряду основных моментов вышеназванные теоретики сходятся во мнении, детальный сравнительный анализ их проектов в работе отсутствует.

1.1.  Определение понятия «анархия»

Термин «анархия» в повседневной речи имеет негативный окрас, зачастую анархию отождествляют с хаосом и насилием, неизбежно приводящим к установлению власти сильных над слабыми. Однако существует совокупность политических учений, отрицающих необходимость государственной власти, имеющих общее название «анархизм». Исследователь анархизма Пол МакЛохлин называет четыре основных критерия, по которым учение можно охарактеризовать как анархическое:

- предлагается идеальная модель общества, лишённого эксплуатации и авторитарности;

- на основании этого идеала критикуется современное общество и его институты, построенные на принуждении;

- человеческая природа представляется такой, что способна делать значительные шаги к этому идеалу;

- предлагается определённая стратегия по немедленному установлению общественного порядка без принуждения, авторитаризма и централизации[2, p. 25-26].

Похожие материалы

Информация о работе