Русский анархизм: Бакунин, Кропоткин, Толстой, страница 11

4.2.3.   «Крейцерова соната»

В повести «Крейцерова соната» рассматриваются почти только вопросы морального характера, однако существует авторское послесловие, в котором Толстой обобщает заложенные в произведение идеи, и, помимо этого, вскользь упоминает проблему сочетания государства и учения Христа. Основная тема этого произведения - плотская любовь и как она пагубно влияет на отношения между людьми и общество в целом. Высказывается мнение, что врачи и наука сеют разврат, доказывая необходимость и естественность половой жизни; в послесловии Толстой и вовсе называет медицину «ложной наукой» (можно даже провести параллель между Толстым и различными лженаучными учениями и теориями заговоров, которые обвиняют в ложности всё, что не соответствует их взглядам). Там же, в послесловии, он говорит, что почти всё искусство пытается «обелить» любовь, тем самым заставляя людей думать, что она – высшее благо, и что она делает жизнь легче и приятнее, что, по мнению автора, не соответствует действительности, и что в итоге энергия молодых людей направляется не в то русло. Вместо этого Толстой предлагает обратиться к христианским идеалам, служению Богу и другим людям. Что же касается брака, Толстой говорит следующее: «Христианского брака быть не может и никогда не было, как никогда не было и не может быть ни христианского богослужения[5], ни христианских учителей и отцов[6], ни христианской собственности, ни христианского войска, ни суда, ни государства»[23, с. 87]. Если брак и случится, то он должен быть лишён плотских отношений, вместо них должны царить отношения братские. На опасения о прекращении рода человеческого как результат безбрачия и отказа от половой жизни Толстой отвечает, что конец человечества предусмотрен и христианством (христианская эсхатология), и наукой (например, охлаждение Солнца). К тому же, идеал на то и идеал, чтобы быть достижимым только в идее, но, несмотря на это, стремиться к нему нужно. Говоря современным языком, Толстого можно назвать христианским теоретиком антисексуализма и чайлдфри.

Сам Толстой в «Сонате» и послесловии не отрицает, что человек по своей природе – собственник, ревнивец и гедонист. В разделе, посвящённом критике учений, будет сказано о том, как это затрудняет реализацию проекта Толстого, со ссылками на более современную литературу (в т.ч. художественную).

4.3.  Общая характеристика толстовского учения

Попробуем обобщить идеи, отстаиваемые Толстым. Прежде всего, это полное принятие учения Христа (в трактовке Льва Толстого) и избегание ложных идей и учений; это здоровый образ жизни (включая вегетарианство), занятие физическим трудом, семья и дети (или же отказ от семьи и детей?). Лейтмотивом служит слово «отречение». Подразумевается, что служение Богу требует от человека отбросить всё то, что сбивает его с праведного пути – это и разгул, и пьянство, и вообще тяга к разного рода развлечениям. Если же каждый примет Учение, то пропадёт потребность в государстве со всеми его институтами.

Попытаемся определить соответствие учения Толстого тем четырём основным критериям анархизма, которые выделяет МакЛохлин (см. стр. 4 данной работы). Толстой тоже предлагает свою идеальную модель («царство Божье»), где нет места государству и эксплуатации, все живут в мире и равенстве. Он тоже критикует то общество, в котором он живёт, с позиций своего идеала. По его мнению, человек может, осознав всё превосходство христианского учения, принять его, отрекшись от всего, что обременяет (хотя Толстой и признаёт человеческие недостатки, мешающие отречению). Правда, вместо какой-либо революции Толстой предлагает смирение и распространение Учения; когда же каждый примет его, необходимость в государстве отпадёт сама собой. Как мы видим, учение Толстого вполне соответствует указанным критериям, а потому его можно квалифицировать как христианско-анархическое.