Русский анархизм: Бакунин, Кропоткин, Толстой, страница 7

В пользу своей теории Кропоткин утверждает следующее. Некоторые мыслители, вдохновлённые учением Дарвина о естественном отборе, попытались перенести их на общество, т.е., по их представлению, люди конкурируют друг с другом и выживает сильнейший. Как нам известно, это течение получило название «социальный дарвинизм» и худшим его проявлением в XX веке была нацистская идеология; под понятие «сильнейший» можно подвести и расовое превосходство, и господствующий класс, тем самым сочтя остальных за «слабых», а потому обречённых быть рабами. Кропоткин же в своей работе «Взаимопомощь как фактор эволюции» доказывает, что в живой природе важнее не конкуренция, а кооперация. Одним из множества приведённых им примеров являются муравьи, которые всегда делятся пищей с другими муравьями своего муравейника. Причём если он не поделится пищей со своими соплеменниками, то они сочтут его за врага, а если он поделится с муравьями враждебного муравейника, они примут его как друга[16, с. 22-24]. Стало быть, в живой природе есть своё понимание, что есть «хорошо» и «плохо», и «хорошо» то, что сохраняет род. Те же самые принципы работают и в обществе. Кропоткин также вводит понятие солидарности, чтобы объяснить стремление человека помогать страждущим (эту мысль он, по его собственным словам, почерпнул из книги Адама Смита «Теория нравственных чувств», 1759 г.): «Вы видите, например, что взрослый бьёт ребёнка. Вы знаете, что побои причиняют страдание ребёнку. Воображение заставляет вас живо ощущать причиняемое ему зло, или же его рыдания, выражение страдания на его маленьком личике говорят вам о них. О, если вы не трус, вы немедленно броситесь на обидчика»[15, с. 813]. Человек обладает достаточным воображением, чтобы перенести на себя чужие страдания и попытаться устранить их. Взаимопомощь и солидарность – вот обусловленное природой моральное чувство. Принцип «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», возник в ходе эволюции, а религии только присвоили его себе.

В человеческом же обществе, кроме этих биологических принципов, существует ещё и более высокое нравственное чувство – мужество и самоотвержение. Проявляются они и среди общественных животных, но у человека достигли наибольших высот. Воплощением такового мужества могут быть изобретатели, революционеры, добровольцы на войне, которые жертвуют собой ради блага других. Именно эти люди являются творцами истинной нравственности, без которой общество ограничилось бы меркантильными понятиями о справедливости. И это чувство нравственного долга существует даже в эпоху упадка. Чтобы познать высшее наслаждение, человек должен насаждать вокруг себя жизнь и бороться с несправедливостью[15, с. 840].

Как мы видим, Кропоткин даёт этическое основание для идеалов анархизма; подразумевается, что именно чувства солидарности и нравственного долга подталкивают людей помогать окружающим и улучшать мир вокруг, а значит, делают человека небезразличным к тому, что происходит. А анархия требует вовлечения каждого члена общества.

3.4.  Анархический коммунизм

В человеческом обществе, утверждает Кропоткин, всё взаимосвязано. Каждый вносит в общее дело свой вклад, а потому нет нужды выискивать, какова доля каждого в общественном производстве. Частная собственность создаёт несправедливость и ведёт к наёмному труду; индивидуализм же, как стремление обогатиться в обход остальных, не освобождает человека ни от государства, ни от капитала. Только при освобождении от «перераспределителей» богатства и обобществлении средств производства и земли можно достичь изобилия и воплотить принцип «каждому по потребностям». Самоуправление гораздо лучше способствует и экономическому, и культурному развитию, чем государственная власть. Будущее за вольными союзами, а не правительством[17, с. 47-60]. Это понимали и различные народные движения, которые восставали против государства (например, во Франции), но, обретая черты государственности, они приводили лишь к созданию нового государственного гнёта. Однако назревает такое преобразование, в ходе которого государство будет свергнуто окончательно, а народ получит необходимое: хлеб и волю[17, с. 77-80]. В ходе этой революции будет необходимо провести экспроприацию с последующим переделом ресурсов, а также сделать все доступные земли годными для обработки[17, с. 83-84]. По мнению Кропоткина, распределение пищи рабочими будет справедливым, и в условиях недостатка оной в первую очередь она будет доставаться тем, кто в ней больше всего нуждается[17, с. 89-95]. В совершенствовании обработки земли и т.п. народу помогут машины и научно-технический прогресс, что позволит человеку работать меньше, занимаясь вместо этого саморазвитием[17, с. 104-107].