Русский анархизм: Бакунин, Кропоткин, Толстой, страница 5

Бакунин от лица революционеров-анархистов, противников всякого государства, утверждает: нет никакой необходимости изобретать и навязывать свой идеал общественного устройства, потому как общество действует из своих внутренних побуждений, согласно своим сознательным и бессознательным стремлениям. Единственным носителем власти может быть народ; он сам понимает, в каком пути ему следует развиваться. Государство же удалено от народа и подчиняет его своей воле. Народ, по его мнению, может быть счастлив и свободен только в случае выполнения неоднократно повторяемой им [Бакуниным] формулы, своего рода идеала Социальной Революции и анархии: «разрушение всех государств, уничтожение буржуазной цивилизации, вольная организация снизу вверх посредством вольных союзов [помимо всякой официальной опеки, но не помимо различных и равно свободных влияний лиц и партии], организация разнузданной чернорабочей черни, всего освобождённого человечества, создание нового общечеловеческого мира»[10, с. 237-238, 320]. Здесь Бакунин противоречит сам себе, одновременно утверждая, что народ лучше любых элит (политических, интеллектуальных) понимает, как он должен действовать, и, в то же время, диктуя своё единственно правильное видение идеального общества.

Народным орудием против власти является наука, утверждает Бакунин. Только она способна уничтожить народное невежество. Угрозу же для необразованного народа представляет организованная религия; она поддерживает существующий государственный строй и порядок и позволяет руководить невежественной толпой. Бакунин защищает материализм и атеизм; критикует же он не только организованную религию, но и религиозную веру, и идеализм Канта, и контовский позитивизм, граничащий с агностицизмом. Вместе с тем Бакунин не исключает свободы совести, но утверждает, что человек вправе «верить в любую глупость, если он находит в ней утешение и удовлетворение». Но антирелигиозная пропаганда должна стать частью Социальной Революции[9, с. 125-143].

Несложно понять, что Социальная Революция только одного славянского народа не избавит его от военной угрозы со стороны народа немецкого. Чтобы предотвратить эту угрозу, славянскому пролетариату необходимо войти в Интернациональную Ассоциацию Рабочих (подобная организация, IWA, была создана в 1922 и существует по сей день) с последующим созданием фабричных, ремесленных и земельных секций с соединением их в местные федерации вплоть до возможного (но нежелательного) создания общей славянской федерации. Славянские рабочие должны показать рабочим других народов всю антинародную сущность государств, чтобы те поняли необходимость свержения всякой государственности[10, с. 119-122].

Итак, основная суть учения Бакунина в том, что народы должны положить конец государственному игу, объединившись и проведя Социальную Революцию. Обратимся теперь к следующему мыслителю – Петру Алексеевичу Кропоткину. Как мы увидим, их взгляды на государство и революцию во многом сходятся.

3.  РАЗДЕЛ 2. П.А. Кропоткин

3.1.  Краткая биография

Князь Пётр Алексеевич Кропоткин родился 27 ноября (9 декабря) 1842 г. в Москве. Среди его рода были и оппозиционные деятели; в частности, его мать симпатизировала декабристам, и её любили крепостные. Первоначальное образование получал на дому; с 1853 года учился в 1 московской гимназии, уже в детстве испытывал отвращение к юриспруденции. В 1857-1862 учился в Пажеском корпусе в Петербурге. После окончания попросил назначения в Иркутск, где он не только получил доступ к революционной литературе (Герцен, Бакунин), но и убедился, что закон не защищает права людей. С 1867 учился на физико-математическом факультете Петербургского университета; сделал ряд открытий в области геологии и географии. В 1872 выехал в Цюрих, где ознакомился с политической литературой, работами анархистов, общался с последователями Бакунина; вступает в Интернационал. Вернувшись в Петербург, входит в «кружок чайковцев», где был ценен, как теоретик. За свою деятельность неоднократно был арестован. В 1876 ему удалось сбежать из ссылки, а впоследствии и из России; за рубежом он пребывал до 1917 года. Там он поддерживал контакт с деятелями и писателями разных стран, в частности с Жюлем Верном. Вернувшись в 1917 году в Россию, неоднократно встречался с Лениным, наблюдал за Октябрьской революцией. Умер 8 февраля 1921 г.[13, с. 7-22]